В первой половине 2000-х годов правительство Китая запустило несколько проектов по строительству новых больших городов. Таким образом страна решала несколько задач: обеспечение населения работой, поддержание высоких темпов экономического роста, урбанизация и модернизация экономики. Города построены, но жители не спешат их заселять, спрос на новое жильё не успевает за предложением, искусственно созданным государством. Так появился феномен китайских городов-призраков.
Цаофэйдянь
Цаофэйдянь находится в 225 километрах к юго-западу от Пекина. Он задумывался как большой экологичный город. Полтора миллиона его жителей должны были использовать только возобновляемую энергию. При этом правительство настояло на том, чтобы в город переехал крупный сталелитейный завод компании Shougang Group — на этой отрасли и предполагалось основать демографию и экономику нового города. По данным Wall Street Journal, в течение последнего десятилетия в амбициозный проект был вложен 91 миллиард долларов, но пока он приносит только убытки. Пустые улицы и заброшенные дома говорят сами за себя.
Чэнгун
В 2003 году власти решили расширить Куньмин — столицу южной провинции Юньнань — за счёт территории уезда Чэнгун. За семь лет там был возведён городской район с полноценной инфраструктурой: жилые дома с сотней тысяч квартир, школа, кампусы двух университетов и правительственные здания. Тем не менее, город не развивается как ожидалось. Китайцы покупают дома в новом районе, но в качестве инвестиции, и не живут там сами. Итог тот же — пустые кампусы и безлюдные улицы.
Новый Хэби
Экономика Хэби — крупного города в провинции Хэньань — держится на добыче угля. Более 20 лет назад правительство решило освоить новые месторождения в 40 километрах от исторической части города — в районе Цибинь. Так появился «Новый Хэби» — зона, занимающая несколько сотен квадратных километров, которую за 20 лет так и не освоили.
Канбаши
В 2004 году правительство решило расширить Ордос — один из крупных городов автономной Внутренней Монголии — построив в 20 километрах к юго-западу от исторического центра новый район Канбаши. Новый район был рассчитан на миллион человек, однако спустя восемь лет после начала стройки в городе живут всего около 30 тысяч человек.
Инкоу
Девять лет назад Ли Кэцян, тогда глава парткома провинции Ляонин, запустил крупный проект по реструктуризации экономики региона, чтобы уменьшить его зависимость от производства стали и добычи полезных ископаемых. Предполагалось, что правительство выделит средства на развитие новых отраслей, а девелоперы построят дома для новых работников. Инкоу был одним из городов, где строительство шло особенно резво. При этом правительственные инвестиции приходили не так быстро, как ожидали строители, часть строек была заморожена, возведённые здания так и не заселены.
Темза-таун
В 2001 году был принят план по расширению Шанхая. К мегаполису решили пристроить девять более мелких городов, четыре из которых строились с нуля. Темза-таун, городок в английском стиле, спроектированный архитектором Тони Мэкэем, закончили в 2006 году. Он состоит по большей части из небольших домов, рассчитанных на одну семью. Недвижимость в своё время распродали очень быстро, но покупали её в основном состоятельные семьи в качестве инвестиции или второго дома. Из-за этого цены на жильё в Темза-тауне взлетели до небес и оттолкнули новых потенциальных горожан. Планировалось, что городок в британском стиле заселят 10 тысяч человек, но местных жителей в итоге значительно меньше — в основном Темза-таун посещают туристы и молодожёны.
Тяньдучэн
«Маленький Париж», построенный неподалёку от города Ханчжоу в восточной провинции Чжэцзян, постигла та же участь, что и Темза-таун. Его построили в 2007 году, город был рассчитан на 10 тысяч жителей, однако, по последним данным, заполнился лишь на пятую часть. Впрочем, копия Парижа — привлекательное место для молодожёнов: сделать фото на фоне пустынной площади с Эйфелевой башней — такое не удастся даже в столице Франции.