В предыдущих топиках мы уже рассмотрели общее устройство российского фондового рынка, поговорили оторговых терминалах, которые используют инвесторы, и коснулись темы создания роботов для автоматизированной торговли благодаря API брокерских систем. Однако, во времена, когда на бирже для многих трейдеров все решают доли секунды, работа по схеме «пользователь — брокерская система — ядро биржи» подойдет не всем. Именно поэтому появилась технология, позволяющая максимально оптимизировать эту цепочку – прямой доступ на биржу.
Ситуация на биржевых площадках во всем мире в последние годы развивается по одному сценарию – трейдеры со всех концов земли сошлись в борьбе за достижение наивысшей скорости совершения торговых операций. Прежде всего это связано с подъемом так называемой алгоритмической торговли при которой операции совершаются специальными роботами.
Как правило, роботы совершают огромное количество таких операций за одну торговую сессию (от тысяч до сотен тысяч), зарабатывая на каждой из них не очень много, но благодаря объему, обеспечивая своему владельцу стабильный доход. При таком способе торговли на первый план выходит скорость. Если заявка, посланная в рынок вашим роботом, задержится по пути хоть на пару миллисекунд, то вы можете недосчитаться прибыли. И точно также, если информация о ситуации на рынке (market data) будет поступать к роботу с задержкой, он не сможет в рамках заданного алгоритма быстро реагировать на изменения, что также чревато убытками.
Для минимизации временных затрат трейдеры прибегают к целому ряду мер от оптимизации кода своего программного обеспечения, до приобретения «широких» каналов связи. Однако, наибольший выигрыш по времени можно достичь, убрав с пути заявки брокерскую систему.
Прямой доступ (Direct Market Access, DMA)представляет собой технологию высокоскоростного доступа на биржевые площадки, при котором заявка выставляется в торговую систему биржи напрямую, минуя торговую систему брокера. Все это позволяет существенно сократить время доставки заявки на биржу и получения информации о ее состоянии.
При такой организации процесса торговли трейдер может рассчитывать на значительный выигрыш по времени. Например, при прямом подключении к фондовому и валютному рынкам Московской биржи время обработки заявки снижается до 0.5 мс, а на рынках FORTS и Standard – не превышает 3 мс. При использовании же брокерской системы, заявки обрабатываются за время от 5 -10 мс до 150- 500 мс в зависимости от брокерской системы, типа рынка и способа подключения. Т.е. через брокерские системы заявки обрабатываются в 10-100 раз медленнее, чем при прямом подключении (хотя и такая скорость вполне устраивает многих торговцев).
Естественно, использование технологии прямого доступа стоит дороже (зачастую значительно) и подходит только тем, кто совершает большое количество операций в день и готов платить за их скорость.
Несмотря на то, что технически, благодаря прямому доступу на биржу трейдеры могут совершать торговые операции минуя брокера, «документально» доступ все равно осуществляется именно через компании-брокеров. То есть для того, чтобы получить возможность напрямую торговать на, допустим, фондовом рынке Московской биржи, инвестору необходимо заключить договор с брокером и уже у него приобрести услугу прямого доступа на биржу.
В результате, российские клиенты могут получить доступ, главным образом, к рынкам, входящим в состав Московской биржи:
Кроме того, некоторые брокеры могут организовать прямой доступ на зарубежные площадки, например на London Stock Exchange (LSE), рынки СМЕ (фьючерсы и опционы) и т.д.
В целом, схема прямого доступа выглядит следующим образом: сервер с торговым роботом подключается к промежуточному серверу, который размещен в максимальной близости от ядра биржевой торговой системы. На этом сервере установлено специальное ПО – так называемые шлюзы, которые используются для передачи заявок и рыночной информации непосредственно в торговую систему. При этом, для совершения операций и получением данных используются различные протоколыи способы подключения.
Протокол FIX (Financial Information eXchange) – протокол обмена финансовой информацией, который является мировым стандартом для обмена данными между участниками биржевых торгов в режиме реального времени. Поддерживается крупнейшими мировыми биржевыми площадками, в том числе Московской биржей.
Для получения рыночной информации (Market Data) используется протокол FAST (Fix Adapted for STreaming) – стандарт, разработанный создателями протокола FIX, который позволяет добиться значительных возможностей компрессии данных для передачи больших объемов рыночной информации с минимальными временными задержками. Помимо Московской биржи, используется на NYSE, Nasdaq-OMX и многих других мировых площадках.
Также для прямого подключения используются нативные протоколы. Данные протоколы возникли еще до объединения бирж ММВБ и РТС в Московскую биржу.
Так на рынках относившихся к бирже РТС (FORTS – фьючерсы и опционы, Standard), для прямого совершения операций и получения данных в режиме подключения используется протокол Plaza II.
Для выполнения торговых операций и получения биржевых данных на площадках, ранее относившихся к бирже ММВБ (валютный и фондовый рынки) используется двунаправленный шлюз MICEXBridge (TEAP).
Технически подклюние к Московское бирже возможно несколькими способами, такими как подключение через интернет, подключение с использованием универсальной схемы подключения или используя колокацию биржи.
Универсальная схема подключения
Более подробно протоколы передачи финансовой информации и способы подключения мы рассмотрим в одной из следующих статей.
Для тех трейдеров, кто не пользуется для торговли роботами, есть возможность торговать на прямом подключении используя более привычный им торговый терминал. Однако программное обеспечение, которое работает с брокерской торговой системой, не работает по биржевым протоколам прямого подключения, поэтому для него создаются отдельные программы (некоторые из них представлены здесь).
Кроме того, благодаря тому, что технологии прямого подключения являются открытыми, инвесторы могут самостоятельно разрабатывать программное обеспечение для себя. Однако так как эти программы в конечном итоге имеют практически непосредственный доступ к ядру торговой системы, биржа внедрила процедуру сертификации торговых решений от сторонних разработчиков, чтобы исключить вероятность, когда «взбесившийся робот» наповал уложит всю систему. Эту процедуру проходят как разработки индивидуальных инвесторов, так и ПО, созданное специальными компаниями на заказ.
Если продолжать двигаться по цепочке сокращения времени на совершение операций, то становится очевидно, что нужно размещать торгового робота не только логически, но и физически как можно ближе к серверам с ядром биржевой торговой системы.
Робот может размещаться как на отдельном сервере, который можно поставить в стойку в дата-центре (эта услуга называется Colocation), так и на виртуальной машине (Hosting), которая в свою очередь запускается вместе с виртуалками других клиентов на сервере, также установленном в ЦОД, рядом с биржевыми серверами. Услуги хостинга предоставляют, как правило, только крупные брокеры, обладающие собственными стойками в дата-центрах.
Сейчас, торговые сервера Московской биржи размещены в ЦОД М1. Торгвоые роботы, подключаемые к биржевым серверам, могут размещаться в двух зонах – так называемой DMA-зоне свободной коллокации и зоне непосредственной коллокации биржи.
Размещение в зоне коллокации биржи имеет очевидные преимущества: виртуальные машины и серверы подключаются непосредственно к ядру биржи, в то время как из свободной зоны подключение идет через промежуточные серверы MICEX Gate и Plaza II. Кроме того, получение данных по протоколу FAST и выделенный канал для подключения к рынку IOB London Stock Exchange (торговля российскими ADR в Лондоне) доступны только из зоны коллокации биржи.
Одним из способов существенного снижения затрат на инфраструктуру является размещение робота в зоне свободной колокации. Услуги, предоставляемые в ней, практически аналогичны услугам зоны биржевой колокации. Однако бесплатный сыр бывает только в мышеловке, за относительную дешевизну размещения робота придется «заплатить» несколькими миллисекундами увеличения скорости обработки транзакций.
Кроме того, поскольку интерфейсы для создания программного обеспечения прямого подключения изначально не предполагают никаких графических возможностей вывода информации о торгах, то возможность синхронизации приказов и позиций, приказов и позиций, сформированных на прямом подключении, с торговой системой брокера в реальном времени – практически необходимая вещь для контроля торговых операций. Поэтому многие брокеры стараются предоставлять своим клиентам такие возможности.
Все это, конечно, стоит денег и, в сравнении, с обычным доступом на биржу через брокерские системы, довольно больших. Однако, для тех инвесторов, которые вышли на определенный уровень доходов – такие траты имеют смысл. По данным представителей биржи, владельцы роботов, победивших на конкурсе «Лучший частный инвестор» в 2011 году тратили на услуги, связанные с прямым доступом от 100 до 500 тысяч руб. в месяц. Однако, с учетом того, что некоторым торговцам (хотя таких было не так уж и много) удавалось выходить на доходность равную 8000% и зарабатывать миллионы рублей в месяц (учитывая все комиссии брокера и биржи), эти расходы довольно быстро окупались.
Источник: https://habrahabr.ru/company/itinvest/blog/204620/
Зачем это нужно?
Ситуация на биржевых площадках во всем мире в последние годы развивается по одному сценарию – трейдеры со всех концов земли сошлись в борьбе за достижение наивысшей скорости совершения торговых операций. Прежде всего это связано с подъемом так называемой алгоритмической торговли при которой операции совершаются специальными роботами.
Как правило, роботы совершают огромное количество таких операций за одну торговую сессию (от тысяч до сотен тысяч), зарабатывая на каждой из них не очень много, но благодаря объему, обеспечивая своему владельцу стабильный доход. При таком способе торговли на первый план выходит скорость. Если заявка, посланная в рынок вашим роботом, задержится по пути хоть на пару миллисекунд, то вы можете недосчитаться прибыли. И точно также, если информация о ситуации на рынке (market data) будет поступать к роботу с задержкой, он не сможет в рамках заданного алгоритма быстро реагировать на изменения, что также чревато убытками.
Для минимизации временных затрат трейдеры прибегают к целому ряду мер от оптимизации кода своего программного обеспечения, до приобретения «широких» каналов связи. Однако, наибольший выигрыш по времени можно достичь, убрав с пути заявки брокерскую систему.
Что такое прямой доступ на биржу?
Прямой доступ (Direct Market Access, DMA)представляет собой технологию высокоскоростного доступа на биржевые площадки, при котором заявка выставляется в торговую систему биржи напрямую, минуя торговую систему брокера. Все это позволяет существенно сократить время доставки заявки на биржу и получения информации о ее состоянии.
При такой организации процесса торговли трейдер может рассчитывать на значительный выигрыш по времени. Например, при прямом подключении к фондовому и валютному рынкам Московской биржи время обработки заявки снижается до 0.5 мс, а на рынках FORTS и Standard – не превышает 3 мс. При использовании же брокерской системы, заявки обрабатываются за время от 5 -10 мс до 150- 500 мс в зависимости от брокерской системы, типа рынка и способа подключения. Т.е. через брокерские системы заявки обрабатываются в 10-100 раз медленнее, чем при прямом подключении (хотя и такая скорость вполне устраивает многих торговцев).
Естественно, использование технологии прямого доступа стоит дороже (зачастую значительно) и подходит только тем, кто совершает большое количество операций в день и готов платить за их скорость.
Где используется?
Несмотря на то, что технически, благодаря прямому доступу на биржу трейдеры могут совершать торговые операции минуя брокера, «документально» доступ все равно осуществляется именно через компании-брокеров. То есть для того, чтобы получить возможность напрямую торговать на, допустим, фондовом рынке Московской биржи, инвестору необходимо заключить договор с брокером и уже у него приобрести услугу прямого доступа на биржу.
В результате, российские клиенты могут получить доступ, главным образом, к рынкам, входящим в состав Московской биржи:
- Фондовый рынок – крупнейший фондовый рынок стран СНГ, Восточной и Центральной Европы. Доступ предоставляется к секторам «Основной рынок» и к сектору рынка Standard.
- Срочный рынок (бывший FORTS) – ведущая площадка по торговле производными финансовыми инструментами в России и странах Восточной Европы.
- Рынок валют и драгоценных металлов – один из наиболее значимых сегментов финансового рынка России.
Кроме того, некоторые брокеры могут организовать прямой доступ на зарубежные площадки, например на London Stock Exchange (LSE), рынки СМЕ (фьючерсы и опционы) и т.д.
Разновидности протоколов и способов подключения
В целом, схема прямого доступа выглядит следующим образом: сервер с торговым роботом подключается к промежуточному серверу, который размещен в максимальной близости от ядра биржевой торговой системы. На этом сервере установлено специальное ПО – так называемые шлюзы, которые используются для передачи заявок и рыночной информации непосредственно в торговую систему. При этом, для совершения операций и получением данных используются различные протоколыи способы подключения.
Протокол FIX (Financial Information eXchange) – протокол обмена финансовой информацией, который является мировым стандартом для обмена данными между участниками биржевых торгов в режиме реального времени. Поддерживается крупнейшими мировыми биржевыми площадками, в том числе Московской биржей.
Для получения рыночной информации (Market Data) используется протокол FAST (Fix Adapted for STreaming) – стандарт, разработанный создателями протокола FIX, который позволяет добиться значительных возможностей компрессии данных для передачи больших объемов рыночной информации с минимальными временными задержками. Помимо Московской биржи, используется на NYSE, Nasdaq-OMX и многих других мировых площадках.
Также для прямого подключения используются нативные протоколы. Данные протоколы возникли еще до объединения бирж ММВБ и РТС в Московскую биржу.
Так на рынках относившихся к бирже РТС (FORTS – фьючерсы и опционы, Standard), для прямого совершения операций и получения данных в режиме подключения используется протокол Plaza II.
Для выполнения торговых операций и получения биржевых данных на площадках, ранее относившихся к бирже ММВБ (валютный и фондовый рынки) используется двунаправленный шлюз MICEXBridge (TEAP).
Технически подклюние к Московское бирже возможно несколькими способами, такими как подключение через интернет, подключение с использованием универсальной схемы подключения или используя колокацию биржи.
Универсальная схема подключения
Более подробно протоколы передачи финансовой информации и способы подключения мы рассмотрим в одной из следующих статей.
Софт
Для тех трейдеров, кто не пользуется для торговли роботами, есть возможность торговать на прямом подключении используя более привычный им торговый терминал. Однако программное обеспечение, которое работает с брокерской торговой системой, не работает по биржевым протоколам прямого подключения, поэтому для него создаются отдельные программы (некоторые из них представлены здесь).
Кроме того, благодаря тому, что технологии прямого подключения являются открытыми, инвесторы могут самостоятельно разрабатывать программное обеспечение для себя. Однако так как эти программы в конечном итоге имеют практически непосредственный доступ к ядру торговой системы, биржа внедрила процедуру сертификации торговых решений от сторонних разработчиков, чтобы исключить вероятность, когда «взбесившийся робот» наповал уложит всю систему. Эту процедуру проходят как разработки индивидуальных инвесторов, так и ПО, созданное специальными компаниями на заказ.
Что еще?
Если продолжать двигаться по цепочке сокращения времени на совершение операций, то становится очевидно, что нужно размещать торгового робота не только логически, но и физически как можно ближе к серверам с ядром биржевой торговой системы.
Робот может размещаться как на отдельном сервере, который можно поставить в стойку в дата-центре (эта услуга называется Colocation), так и на виртуальной машине (Hosting), которая в свою очередь запускается вместе с виртуалками других клиентов на сервере, также установленном в ЦОД, рядом с биржевыми серверами. Услуги хостинга предоставляют, как правило, только крупные брокеры, обладающие собственными стойками в дата-центрах.
Сейчас, торговые сервера Московской биржи размещены в ЦОД М1. Торгвоые роботы, подключаемые к биржевым серверам, могут размещаться в двух зонах – так называемой DMA-зоне свободной коллокации и зоне непосредственной коллокации биржи.
Размещение в зоне коллокации биржи имеет очевидные преимущества: виртуальные машины и серверы подключаются непосредственно к ядру биржи, в то время как из свободной зоны подключение идет через промежуточные серверы MICEX Gate и Plaza II. Кроме того, получение данных по протоколу FAST и выделенный канал для подключения к рынку IOB London Stock Exchange (торговля российскими ADR в Лондоне) доступны только из зоны коллокации биржи.
Одним из способов существенного снижения затрат на инфраструктуру является размещение робота в зоне свободной колокации. Услуги, предоставляемые в ней, практически аналогичны услугам зоны биржевой колокации. Однако бесплатный сыр бывает только в мышеловке, за относительную дешевизну размещения робота придется «заплатить» несколькими миллисекундами увеличения скорости обработки транзакций.
Кроме того, поскольку интерфейсы для создания программного обеспечения прямого подключения изначально не предполагают никаких графических возможностей вывода информации о торгах, то возможность синхронизации приказов и позиций, приказов и позиций, сформированных на прямом подключении, с торговой системой брокера в реальном времени – практически необходимая вещь для контроля торговых операций. Поэтому многие брокеры стараются предоставлять своим клиентам такие возможности.
Все это, конечно, стоит денег и, в сравнении, с обычным доступом на биржу через брокерские системы, довольно больших. Однако, для тех инвесторов, которые вышли на определенный уровень доходов – такие траты имеют смысл. По данным представителей биржи, владельцы роботов, победивших на конкурсе «Лучший частный инвестор» в 2011 году тратили на услуги, связанные с прямым доступом от 100 до 500 тысяч руб. в месяц. Однако, с учетом того, что некоторым торговцам (хотя таких было не так уж и много) удавалось выходить на доходность равную 8000% и зарабатывать миллионы рублей в месяц (учитывая все комиссии брокера и биржи), эти расходы довольно быстро окупались.
Источник: https://habrahabr.ru/company/itinvest/blog/204620/