Payeer

воскресенье, 15 апреля 2012 г.

Кодекс вайнахского танца


С исторических времен так сложилось, что для выбора супруга/супруги необходимо было подконтрольное, но широкое общение: на вечеринках – «синкъерам», работах по помощи – «белхи», у родника – «хин йист», во время специальных приглашений девушки для бесед-испытаний – «чукхайкха», «ирахь Iа».

Перед началом синкъерам тамада объявляет о начале вечеринки, и он же завершает ее.

Синкъерам открывается танцем тамады мужчин и тамады женщин. После чего начинаются танцы молодых людей и следует первое знакомство - «синкъераман ц1арах дош даккхар» или «тховсенна дош даккхар» (обещание на вечер).

Девушкам предоставляется самое почетное место.

Ни одна из девушек не может остаться без внимания и ухаживания, вне зависимости от ее внешних данных.

Женская половина может подшучивать над мужской, и наоборот. Причем все это делается в деликатной форме, без признаков грубости и пошлости. Если кто-то позволяет себе выйти за рамки этики, тамада имеет право выдворять нарушителя с вечеринки, чему последний, кстати, беспрекословно должен подчиниться.

За девушкой сохраняется право выбора одного из ухажеров, которых может быть несколько (юноша имеет право ухаживать на синкъерам только за одной девушкой).

После первого знакомства начинается второй круг, в котором девушка из всех своих поклонников выбирает одного -«т1аьхьалонна а дош делларг».

На синкъерам позволяется танцевать шуточные танцы, приветствуется исполнять девичьи песни, пародировать других, чтобы развеселить публику и создать тем самым непринужденную обстановку.

Недопустимо, более того – оскорбительно когда в круг выходят одновременно несколько пар. В древние времена такие нарушения порой заканчивались кровопролитием.

Недопустимо указывать пальцем на девушку, с которой хочет танцевать. Юноша не имеет права лично приглашать ее – это делают старшие (тамады) с обеих сторон. Раньше такой человек мог стать даже изгоем.

Только тамада выводит танцующих в круг и следит за тем, чтобы очередность их не нарушалась.

Пропустить свою очередь считается позором, и такой человек раньше мог навсегда потерять свой авторитет. Порядок очередности может быть нарушен только в том случае, если во время свадьбы появляется гость, приглашенный на праздник издалека. Ему, в знак уважения и в порядке исключения, разрешается танцевать вне очереди.

В мужском танце есть два направления: «Сай болар» и «Бух1и болар». «Сай болар» – юноша легко парит, слегка касаясь земли. «Бух1и болар» – тяжелый, приземистый, жесткий танец.

В танце юноша имеет возможность своей статью, своим выходом или подступом выразить уважение к партнерше, очаровать ее, сделать так, чтобы понравиться окружающим и утвердиться в обществе как человек, умеющий красиво танцевать.

В мужском танце проявляется активное начало (юноша приглашает девушку), уважение к женщине (девушка завершает танец), уважительное отношение к окружающим.

Отличительной чертой вайнахского танца является абсолютная разница между мужским и женским исполнением, как в темпераменте так и в пластике.

Экспрессия, темперамент должны быть внутренними, сами же танцевальные движения – сдержанными и благородными. Откровенное внешнее выражение внутреннего состояния, чувств во время танца считается недопустимым. Мужчина не должен открыто выражать свои эмоции в танце, движения его могут быть экспрессивными, но экспрессия должна читаться не на его лице, а в подчеркнутом благородстве движений, строгой пластике, не допускающей излишней раскованности.

Девушка не должна поднимать глаза выше газырей и опускать ниже пояса, где висит кинжал. Так же разрешается смотреть себе под ноги.

В кульминации танца вставать на пальцы демонстрируя свою силу и ловкость, считается высшим выражением уважения к девушке при этом он может в 2-3-х словах признаться в своих чувствах.

Если девушка продолжает танцевать, то считается, что ей нравится его предложение и она согласна на дальнейшие отношения. Если же ей безразличны его чувства, то она заканчивает танец и, слегка поаплодировав в знак благодарности, покидает круг.

Все это делается тактично, красиво, чтобы никто из окружающих ничего не заметил.

Право покидать круг всегда остается за девушкой, причем она может делать это беспрепятственно и в любое время.

По материалам: www.nana-journal.ru -  Л. Куни, www.nohchalla.com - С.-М. Хасиева, 
Подготовил: А. Адай
Источник: http://www.vainahkrg.kz/e/2911462-kodeks-vaynahskogo-tantsa#ixzz1xzFeeGHl

Комментариев нет:

Отправить комментарий