Payeer

суббота, 22 марта 2014 г.

Последний довод королей

Монархии Персидского залива остаются в числе крупнейших импортеров вооружения и военной техники

Страны Персидского залива продолжают наращивать свои вооруженные силы и закупать продукцию военного назначения (ПВН) во все возрастающих объемах. Причины тому неизменны уже много лет – нестабильность угрозы со стороны Ирана. Кроме того, каждое государство стремится играть более значимую роль в региональной политике. Главными поставщиками на местные рынки выступают США, Великобритания, Франция и Германия.

В недавно опубликованном докладе Стокгольмского института исследований проблем мира (СИПРИ) о торговле оружием указано, что в 2008–2012 годах Саудовская Аравия заняла 10-е место среди мировых импортеров оружия и военной техники. А в 2013–2017-м эта страна, вероятно, войдет в число пяти крупнейших потребителей ПВН за счет крупных действующих заказов. Речь идет о контракте с Великобританией на поставку 48 истребителей «Тайфун» (Typhoon) консорциума «Еврофайтер» (Eurofighter) и с США на 154 истребителя F-15SA, летные испытания которого начались этим летом. Это продукция завода «Боинга» в Сент-Луисе, оснащенная новым цифровым комплексом РЭБ разработки «Бритиш аэроспейс системс» (BAE Systems) и перспективной кабиной пилота с аппаратурой израильской компании «Элбит» (Elbit). В дополнение к 84 полностью новым самолетам Саудовская Аравия планирует модернизировать к стандарту F-15SA 70 имеющихся на вооружении F-15. А что касается «Тайфунов», то после поставки первой партии возможен дополнительный заказ.

Саудовская Аравия лидирует

Соответственно мировые производители проявляют повышенный интерес к рынку Персидского залива. Например, контракты BAE Systems в первой половине 2013 года составили 4,8 миллиарда фунтов и Саудовская Аравия разместилась сразу после США и Великобритании.

Весьма активны в регионе и германские компании, значительно увеличившие в 2012-м экспорт в Бахрейн, Оман, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию. Кабинет Ангелы Меркель официально разрешил им поставить ПВН на сумму 1,42 миллиарда евро, то есть почти в два с лишним раза больше, чем годом ранее (570 миллионов евро). Главным импортером германской продукции остается все та же Саудовская Аравия. За это решение Меркель подвергается серьезной критике оппозиции, а лидеры Левой партии назвали ее «лучшим другом диктаторов».

Но бундеканцлерин не одинока – конгресс США тоже одобряет оружейные сделки с ближневосточными режимами. В уходящем году Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности DSCA (Defense Security Cooperation Agency) Минобороны США уведомило законодателей о намерении Катара закупить ПВН на восемь миллиардов долларов, а также о своей готовности продать Саудовской Аравии в рамках программы военной помощи иностранным государствам оружия и техники на 6,8 миллиарда и Эмиратам на четыре миллиарда долларов.

Эр-Рияд хочет 650 ракет AGM-84H SLAM-ER (Standoff Land Attack Missiles-Expanded Response), 973 боеприпаса AGM-154C JSOW (Joint Stand Off Weapons), 400 противокорабельных ракет AGM-84L «Гарпун» (Harpoon Block II), тысячу авиабомб малого диаметра GBU-39/B SDB (Small Diameter Bomb), 40 учебных ракет CATM-84H CATM (Captive Air Training Missile), 20 ракет с телеметрической аппаратурой ATM-84H SLAM-ER, четыре учебные авиационные ракеты (Dummy Air Training Missile), 60 контейнеров с аппаратурой линии передачи данных AWW-13 Data Link pod, 10 учебных боеприпасов JSOW CATM, 40 учебных ПКР «Гарпун» (Harpoon CATM), 20 учебных ракет «Гарпун» ATM-84L (Harpoon Exercise Missile), 36 тренажеров SDB Captive Flight and Load Build trainers, контейнеры, испытательную и аппаратуру планирования боевых задач, вспомогательные средства, запасные части и инструмент, техническую документацию.

В свою очередь Абу-Даби просит пять тысяч авиабомб GBU-39/B SDB с держателями BRU-61, восемь систем для проверки подвески авиабомб SDB, 16 учебных авиабомб SDB (SDB Captive Flight and Load Build trainer), 1,2 тысячи авиабомб AGM-154C JSOW (Joint Stand Off Weapon), 10 учебных авиабомб JSOW CATM, 300 ракет AGM-84H SLAM-ER (Standoff Land Attack Missiles-Expanded Response), 40 учебных авиационных ракет CATM-84H (Captive Air Training Missile), 20 ракет с телеметрической аппаратурой ATM-84H SLAM-ER Telemetry Missile, четыре учебные ракеты DATM, 30 контейнеров с линией передачи данных (AWW-13 Data Link pod), испытательную, вспомогательную и аппаратуру планирования боевых задач, средства технического обслуживания боеприпасов, транспортировки специмущества, разработки программного обеспечения, а также техническую документацию.

Эксперты еженедельника «Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи» отмечают, что в апреле 2013 года ОАЭ рассматривали возможность приобретения дополнительно 25 истребителей F-16 к имеющемуся у них парку F-16E/F «блок 60». Однако в уведомлении DSCA конгрессу данные машины не значатся, как и ракеты AGM-158 JASSM «воздух-земля» производства «Локхид Мартин». Вокруг этих ракет развернулись жаркие споры. В итоге конгресс одобрил их продажу Польше и Финляндии и запретил Южной Корее, Саудовской Аравии и ОАЭ.

Эмираты не отстают

Все внимание специалистов сейчас приковано к планам Абу-Даби закупить 60 многоцелевых истребителей нового поколения. 17 ноября открылся авиасалон «Дубай эйршоу-2013», где представлены два «Супер Хорнета» (Super Hornets), «Тайфун» и девять учебно-тренировочных «Хоук-T1». Их появление говорит о том, что Эмираты все еще выбирают перспективный истребитель и вероятный контракт может стать самым большим единовременным военным заказом в регионе.

Официальный Абу-Даби свои планы не раскрывает. Дело в том, что еще два года назад случился международный скандал, когда Францию уведомили о том, что компания «Дассо» (Dassault) выбрана поставщиком 60 истребителей «Рафаль» (Rafale) в ОАЭ. Сообщение оказалось ложным, сейчас больше шансов победить в конкурсе имеет «Тайфун» консорциума «Еврофайтер». К тому же Великобритания в качестве бонуса предложила ОАЭ комплексное оборонное соглашение и договор о совместной разработке и производстве в том числе средневысотного БЛА большой продолжительности полета типа HALE (High-Altitude, Long-Endurance), а французы аналогичных коврижек не обещали.

Напомним, что BAE Systems является участником «Еврофайтера» и от ее имени правительство Великобритании возглавляет агрессивную кампанию по продвижению «Тайфуна» на мировые рынки. Истребитель демонстрируют на всех региональных выставках – салоне «Айдекс-2013» в столице ОАЭ, «Дубай эйршоу-2013», готовится к авиасалону в Бахрейне в январе. Дубай посетили сразу два высокопоставленных британца – сам премьер-министр Дэвид Кэмерон в рамках турне по региону и министр обороны Филипп Хаммонд. На брифинге Кэмерон заговорил о «Тайфуне» и признался, что защита деловых британских интересов – это одна из главных целей визита в страну. Затем он встретился с членами пилотажной группы ВВС Великобритании «Ред Эрроуз» (Red Arrows), посетил стенд компании «БАе» и зашел на стоянку самолета A380 Эмиратских авиалиний (Emirates Airline).

В то же время Хаммонд опроверг слухи о том, что ОАЭ могут заказать «Тайфуны» уже на проходящей выставке. «Мы добились успехов в этом направлении, однако не достигли еще той стадии, когда можно делать какие-то публичные заявления», – заявил министр.

Также он обсудил с королем Бахрейна Хамадом бен Исой Аль Халифом возможное соглашение по поставке истребителей. «Мы продолжаем очень плодотворные переговоры относительно «Тайфуна» и очень надеемся, что Бахрейн вскоре решит присоединиться к числу эксплуатантов этого истребителя, – сообщил Хаммонд и подчеркнул: – Я считаю прошедшие переговоры весьма позитивными и с нетерпением ожидаю должных результатов». Предполагаемая сделка может быть заключена в середине января 2014 года в ходе международного авиасалона в Бахрейне, ожидают эксперты.

ОАЭ быстро нарастили свой военный потенциал за прошедшие пять лет. Самые большие деньги, судя по всему, были направлены на развитие парка военно-транспортной авиации. Новые многоцелевые транспортные самолеты-заправщики A330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport), созданные компанией «Эрбас» на базе пассажирского A330-200, предоставили Эмиратам возможность по-новому использовать свои ВВС, а также обеспечивать поддержку операций союзных сил. Благодаря закупке шести военно-транспортных C-17 страна приняла участие в международных операциях. По крайней мере один «Боинг» из Эмиратов помогал обеспечивать воздушные перевозки в ходе антитеррористической операции в Мали под кодовым наименованием «Сервал». Истребители F-16B/F и «Мираж-2000-9» ОАЭ участвовали в операциях НАТО в Ливии в 2011 году, причем как в блокировании воздушного пространства, так и в ударах по земле. Эти же самолеты привлекались к боевым маневрам «Красный флаг» (Red Flag) в американском штате Невада, а также перспективным курсам подготовки командиров боевых подразделений ATLC (Advanced Tactical Leadership Courses) на авиабазе «Аль-Дафра» около Абу-Даби.

Страна вкладывает значительные средства и в развитие сил специального назначения, имея один из крупнейших в регионе вертолетных парков. Все боевые машины подчиняются командованию авиации президентской гвардии ОАЭ, известному под названием «Группа-18». Основная статья расходов – поддержка имеющихся UH-60 «Блэк Хоук» (Black Hawk) компании «Сикорский» и закупки глубоко модернизированных UH-60M.

Эмираты стали первым иностранным оператором вертолета CH-47F компании «Боинг», сейчас модернизируют АХ-64D «Апач» (Apache) к стандарту АХ-G4E. В операциях сил специального назначения участвует большое количество самолетов, включая DHC-6 «Твин Оттер» производства канадской «Хэвилэнд Кэнада» (De Havilland Canada DHC-6 Twin Otter). Используется также AT-802U американской «Эйр Тратор» (Air Tractor), которые оснащаются 70-мм управляемыми ракетами турецкой «Рокетсан» (Roketsan). В парке «Группы-18» есть «Апачи» и «Блэк Хоуки», развернутые в Афганистане в целях поддержки операций членов коалиции. Пока неясно, завершат ли ОАЭ участие в этих операциях к концу 2014 года, как большинство партнеров Международных сил содействия безопасности в Афганистане ISAF.

Официальный Абу-Даби по-прежнему исследует рынок учебно-тренировочных самолетов, поскольку планы приобрести УТС M346 итальянской «Аэрмакки» (Aermacchi) были приостановлены в 2011 году. По некоторым данным, часть имеющихся УТС «Хоук» Mk65 выведена из эксплуатации и находится в резерве на авиабазе «Аль-Айн». ВВС рассматривают меры по повышению эффективности средств сбора информации, наблюдения и разведки ISR (intelligence, surveillance arid reconnaissance). Сейчас ОАЭ используют два шведских самолета «Сааб-340» (Saab 340), оснащенных бортовой РЛС «Эриай» (Erieye) в качестве временной меры по выполнению задач ДРЛО, однако в перспективе планируют приобрести более эффективные средства для этих целей.

Авиационное командование страны ожидает новые беспилотники «Предейтор-XP» (Predator XP) разработки «Дженерал атомикс» (General atomics), с которой заключен контракт на выставке вооружений «Айдекс-2013». Кроме того, ОАЭ стали ключевым спонсором и партнером продвижения на мировой рынок БЛА «Камкоптер» (Camcopter) разработки австрийской компании «Шибель» (Schiebel). Сотрудничество с австрийцами осуществляется через компанию «АДАСИ» (Abu Dhabi Autonomous System), филиал группы «Тавазун» (Tawazun), основанной правительством эмирата Абу-Даби. Начиная с авиасалона «Дубай эйршоу-2011» страна финансирует более амбициозную программу ISR – разведывательный вариант бизнес-самолета «Аванти-2» разработки итальянской «Пьяджо» (Piaggio Avanti II), который, как ожидается, поднимется в воздух в следующем году. Компания «АДАСИ» является общим менеджером проекта, а другая компания из ОАЭ – группа «Мубадала» стала совладельцем «Пьяджо». В этом проекте участвует и шведская «Сааб», обеспечивая системы целевого назначения, включая интеграцию датчиков. Первая версия, которая сейчас находится в производстве и оснащается БРЛС компании «Телефоникс» (Telephoniсs), предназначена для морского патрулирования. Это основная модификация базового самолета с размахом крыла 21 метр, крылом большого удлинения и запасом топлива для полета в течение 10 часов.

Катар пытается догнать

Катар – новичок на авиационном рынке, но тоже выбирает между F/A-18, «Тайфуном» и «Рафалем», чтобы сразу в шесть раз увеличить численность своих ВВС. Пока процесс затормозился из-за того, что США запросили продления крайнего срока подачи заявок на участие в тендере. Первоначально предполагалось, что к сентябрю 2013 года все документы заинтересованных производителей должны быть готовы. «БАе Системз» и «Дассо» сроки соблюли, а американцам хозяева предоставили трехмесячную отсрочку. Ведь по программе военной помощи иностранным государствам FMS (Foreign Military Sales) США и так могут поставить Катару F/A-18 «Супер Хорнет» и F-15 «Страйк Игл». Кроме того, заявку не удалось подать вовремя из-за внутренних осложнений между ведомствами и законодателями. Поэтому победитель конкурса будет объявлен не в конце 2013-го, а скорее всего – во втором квартале 2014 года. Сколько самолетов и когда требуется Дохе, пока неясно, но известно, что это должно произойти до чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2022 году.

Эксперты полагают, что Катар может пойти тем же путем, что его партнеры в Совете по сотрудничеству стран Персидского залива (СССПЗ) Саудовская Аравия и ОАЭ, то есть выбрать сразу двух поставщиков. Американские пытаются создать почву для последующей продажи арабским государствам нового истребителя F-35, однако специалисты считают, что он может не подойти придирчивым потребителям с берегов Персидского залива. F-35 скорее самолет обороны воздушного пространства, а арабским государствам требуются ударные машины с большим количеством вооружения и хорошей скороподъемностью.

Катар тоже выбирает вооружение для самолетов. Франция предложила авиационную крылатую ракету «Шторм Шэдоу» (Storm Shadow) для «Рафалей» и «Тайфунов». По мнению специалистов, она превосходит американские аналоги. Также весьма заманчиво выглядит европейская ракета «воздух-воздух» дальнего действия «Метеор» (Meteor). Американцы пока не согласовали с ОАЭ и Саудовской Аравией список авиационного вооружения, и если там процесс застопорится, то крылатые ракеты США могут достаться Катару.

Доха ранее закупала французскую ПВН, теперь больше ориентируется на США, но активно ищет возможности диверсификации. Здесь располагается передовая база Центрального командования ВС США (U.S. Central Command) и Объединенного центра космических и авиационных операций (Combined Air and Space Operations Center). Недавно эмир Хамад бин Халиф Аль Тани отрекся от престола, к власти пришел его сын Тамим бин Хамад Аль Тани, но смена власти вряд ли отразится на стремлении государства наращивать военный потенциал. ВВС уже имеют современные транспортники – два C-17 «Боинг» и четыре C-130J «Локхид», а также 24 учебно-тренировочных самолета PC-21 швейцарского авиастроителя «Пилатус». Для наземной армии эмир недавно приобрел танки «Леопард-2» и самоходные артиллерийские установки PzH-2000 немецкой компании «Краус-Маффай Вегманн» (Krauss-Maffei Wegman).


Любовь Милованова

Опубликовано в выпуске № 46 (514) за 27 ноября 2013 года
Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе

Комментариев нет:

Отправить комментарий