Рубашка – вид одежды из легкой ткани, покрывающей верхнюю часть тела. Сейчас рубашкой называют и сорочку, и блузку, и традиционную славянскую одежду, а также элемент нижнего белья.
История
Слово «рубашка» происходит от слияния двух слов «Рубъ» – грубая ткань, и «руш» – рвать, ломать. «Рубище», как раньше называли рубашку на Руси, – одежда из грубой толстой ткани.
Первая льняная рубашка, согласно археологическим находкам, обнаружена в египетской гробнице, построенной, предположительно, около 5-ти тысяч лет назад.
Предшественниками рубашки считаются античные хитон и туника, хотя в современном своем варианте рубашка по виду отличается от них.
В период раннего Средневековья, и среди мужчин и среди женщин, было принято носить две туники – нижнюю и верхнюю. При том, как правило, нижняя туника была длиннее и шире, нежели верхняя, которая к тому же имела и более короткие рукава.
В эпоху Возрождения в Италии обязательным элементом мужского костюма являлась сорочка, чаще всего изготовленная из белой ткани и имеющая длину примерно до середины бедра. Такой предмет одежды имел округлый или квадратный вырез горловины, которую в этот временной промежуток стали украшать кружевом, вышивкой или тесьмой. Ткань сорочки было принято пропускать через разрезы на рукавах верхней одежды, оформляя в виде пышных буфов. Также этот элемент одежды выпускали между штанами и короткой верхней одеждой. В женском гардеробе итальянок того времени также была в моде иссеченная ткань рукавов, сквозь отверстия которой был пропущен тонкий светлый материал нижней рубашки. Такая тенденция обеспечивала контрастные цветовые сочетания темных оттенков верхней одежды и светлых – нижней рубашки.
С течением времени белоснежные рубашки из тонкого льна становятся отличительным признаком людей знатного происхождения. Простолюдины, в основном, носили рубахи из более грубой по структуре и более темной по цвету ткани. Во-первых в связи со своим финансовым положением, а во-вторых от работы белая ткань быстрее пачкалась, а возвратить ей былой вид в это время возможности не было. Люди самых низших социальных слоев в принципе не могли позволить себе пошив рубашки, а также уход за ней – стирку, глаженье, крахмаленье. На создание 1 квадратного метра полотна уходило более 80 часов кропотливой работы, в связи с чем большой популярностью у населения пользовались услуги портных, однако позволить себе оплатить их могли немногие. В это время моду на рубашки стали высмеивать в народе, говоря, что дворянин «носит свое богатство на плечах».
Для Испании XV-XVI веков было характерно использование мужчинами сорочки, которая скрывалась под наглухо застегнутым колетом. Для сорочки того времени характерны брыжжевый воротник и высокие манжеты, выглядывающие из-под верхней одежды. У женщин нижняя рубашка также скрывалась под платьем, однако воротник сорочек представительниц прекрасного пола мог быть не монолитным, а раскрываться спереди, открывая шею (так называемый «воротник Стюарт»).
В моде Германии, Англии и Франции этого периода сильно итальянское и испанское влияние.
С начала XVII века в мужском костюме на территории Франции сорочка являлась одновременно элементом нижнего белья и верхней одеждой. Стоит отметить, что примерно с этого времени известно появление первых запонок на манжетах: изначально они представляли собой две пары стеклянных пуговиц, соединенных между собой цепочкой.
С середины века количество сорочек в повседневном мужском наряде увеличивается: теперь сильный пол носит нижнюю, более узкую сорочку, и верхнюю, которая была значительно шире и украшалась кружевом и оборками. Особое внимание уделялось декору больших накладных воротников. Французские дамы в это время носят нижнее платье котт, состоящее из лифа и юбки.
С середины века количество сорочек в повседневном мужском наряде увеличивается: теперь сильный пол носит нижнюю, более узкую сорочку, и верхнюю, которая была значительно шире и украшалась кружевом и оборками. Особое внимание уделялось декору больших накладных воротников. Французские дамы в это время носят нижнее платье котт, состоящее из лифа и юбки.
В XVIII веке сорочка по прежнему является составной частью нижнего белья мужчин. Во Франции, считающейся законодательницей мод, до середины века этот предмет одежды украшался жабо и пышно отделывался кружевом на манжетах. С середины века модное течение из Англии привнесло свои изменения во внешний вид рубашки. Теперь она шилась с минимумом украшений, воротник был стоячим со слегка загнутыми концами. Такая одежда превосходно сочеталась с фраком, вошедшим в моду в 70-х годах XVIII века.
На рубеже XVIII-XIX веков, после Великой Французской революции, перемены коснулись жизненного уклада многих европейцев, что, несомненно, не могло не отразиться на их внешнем облике. Одежда того периода стремится к простоте и удобству, а развитие промышленности и бурный рост производства, в сочетании с большим скоплением населения в крупных городах, способствуют образованию единого стиля европейского костюма и утрачиванию его национального своеобразия в различных областях региона.
В XIX веке рубашка постепенно становится общенациональной одеждой в США. В эпоху гражданской войны она входит в состав униформы для солдат. Впервые размеры рубашек стандартизируются. В то время классическая рубашка превращается в сорочку, знакомую нам. Ее перестают надевать через голову, теперь она застегивается на пуговицы спереди, как обычная верхняя одежда. Накрахмаленные жесткие воротники уступают место мягким. В конце века среди женщин пользуется особой популярностью английский костюм, состоящий из блузки, юбки и жакета. В это же время, в связи с развитием различных видов спорта, в мужском гардеробе появляются цветные рубашки.
Начало XX века было отмечено известной демократизацией в женской моде. В период Первой мировой войны некоторые женщины и вовсе надевали униформу, в состав которой входили рубашки. Популярны также были свободные блузки, не стесняющие движений. В 20-х годах прошлого столетия в моду вошли платья-рубашки из недорогих шелковых и хлопчатобумажных тканей.
В мужском же гардеробе рубашки прочно осели еще в конце XIX века, поэтому в начале XX особых изменений они не претерпели.
В 40-х годах рубашки стали неотъемлемой частью униформы военнослужащих. После Второй Мировой войны чрезвычайно популярными в женской моде стали костюмы, состоящие из пиджака и юбки, которые, разумеется, не обходились без блузки. Самым лучшим вариантом была блузка, созданная из ткани, схожей с подкладкой пиджака. Ворот блузки украшался бантом или галстуком.
Рубашка в России
Рубашка с давних времен является частью национального одеяния на Руси. Предмет одежды, своим внешним видом напоминающий рубаху, «достался в наследство» славянам от скифов.
К середине IX века под влиянием тесных связей с Византией некоторые элементы одежды, распространенные на территории этого государства, проникли в Киевскую Русь. В качестве парадной одежды киевские князья предпочитали носить туники из дорогих византийских тканей. Такая одежда шилась с длинным рукавом и имела разрезы внизу по бокам.
Согласно письменным источникам XIII века на Руси в это время был известен предмет одежды под названием «срачица» (совр. сорочка), который использовался в качестве нижней одежды и знатью и простыми людьми.
Крестьянская сорочка шилась из холста или пестряди и имела подкладки спереди и на спине, которые пришивались красными нитками. К цельнокроеному рукаву для удобства движения пришивали ластовицу красного цвета. Швы декорировались красной окантовкой. Носили такую рубаху навыпуск, подпоясываясь шнурком или нешироким поясом. В особых случаях рубаха украшалась съемными воротниками-ожерельями круглой формы и расшитыми зарукавьями – прототипами манжет. Женщины носили длинную рубаху, доходящую до ступней. Такая одежда шилась, как правило, из белого полотна, особы побогаче могли позволить себе рубаху из цветного шелка. Горловина, подол и низ рукава украшались вышивкой или обшивались тканью другого цвета.
Представительницы прекрасного пола, занимающие высокое социальное положение, помимо рубашек, носили также туники и далматики. Из-под рукавов верхней одежды у них всегда выглядывали богато украшенные зарукавья нижней сорочки.
С XV века в Московской Руси разрез рубахи переместился влево (появилась рубашка-косоворотка), а длина самой вещи несколько уменьшилась. С этого же времени появляются горничные рубахи (носятся в горнице). Рубахи, изготавливаемые из белого хлопка или шелка, стали основной нижней одеждой обеспеченных горожанок и знати. Как правило, такой вид одежды был прямого кроя, собирался у горловины и имел узкий рукав.
С XV века в Московской Руси разрез рубахи переместился влево (появилась рубашка-косоворотка), а длина самой вещи несколько уменьшилась. С этого же времени появляются горничные рубахи (носятся в горнице). Рубахи, изготавливаемые из белого хлопка или шелка, стали основной нижней одеждой обеспеченных горожанок и знати. Как правило, такой вид одежды был прямого кроя, собирался у горловины и имел узкий рукав.
Крестьянство этого времени использует рубашку в качестве верхней одежды.
С начала XVIII века в русской моде верхних сословий, благодаря Петру I, распространилось европейское влияние. В соответствии с этим вся придворная знать одевается согласно западным модным тенденциям: нижние рубахи мужчин обильно декорировались кружевом на манжетах, изготавливались из тонкой белой ткани, со стоячим жестким воротом.
Представители других сословий – купцы и мещане неохотно отказывались от традиций ношения национального русского костюма, однако, спустя четверть века европейское влияние проникло и туда. Так у купчих стали встречаться рубашки и сарафаны с глубоким декольте.
В середине XIX века в интеллигентской среде славянофилов популярность обрели рубахи-косоворотки, в то время, как для крестьянского сословия такая одежда оставалась основной. В городской женской моде наиболее заметны холщовые блузы, надеваемые в качестве нижнего белья. В конце века формируется униформа для зарождающегося рабочего класса, в которую также вошли и рубашки.
Мужчины-простолюдины, как и прежде, носят рубаху-косоворотку навыпуск, подпоясываясь ремнем или шерстяным кушаком. Такие рубахи украшались вышивкой или тесьмой по низу рукава, подолу и горловине.
Женские рубахи, как и мужские, были прямого покроя с длинным рукавом. На белой ткани женских сорочек чаще всего красовались различные узоры, вышитые красными нитями. Вышивка украшала горловину, оплечье, манжеты и низ этой одежды и считалась своеобразным оберегом от нечистой силы. Самые сложные орнаменты и картины помещались на низ рубахи. Ширина вышивки в этом месте могла достигать 30 сантиметров.
В крестьянской среде рубаха имела особый смысл. Первыми пеленками младенца были перешитые рубахи родителей – для мальчика отцовская, для девочки, соответственно, рубашка матери. Такие пеленки, по поверью, лучше сего оберегали от злых сил. По той же причине в первые годы жизни дети носили «наследство» от родителей или старших братьев и сестер. Подпоясанная рубаха доходила до пола, и часто была единственным элементом одежды.
Современный вид рубашки
Современная рубашка состоит из воротника, рукавов, манжетов, полочки, ластовицы и спинки. В основе рубашки – сшитые вместе полочки (передняя часть) и спинка (задняя часть). Между ними, у основания рукава, вшивается треугольный кусочек ткани – ластовица. Сверху к спинке пришивается кокетка, которая бывает цельнокроеной (состоит из целого куска ткани) и стачной (составной), состоящей из двух симметричных кусков ткани, сшитых посредине. Традиционная длина подола современной рубашки – чуть ниже середины бедра. Сам по себе подол может быть как прямой, так и закругленной формы.
Материалы, используемые при пошиве рубашки, выбираются самые разнообразные: от шелка, до синтетики. В отделке этого вида одежды выступают различные виды декора: принты, вышивка, клепки, стразы и т.п. Рубашки носят преимущественно те, кто предпочитает классический стиль и стиль casual. В мужском образе рубашки прекрасно сочетаются с брюками, джинсами, пиджаками. В женском, помимо всего вышеперечисленного, есть возможность комбинировать рубашку (блузку) с юбкой.
Воротник
На сегодняшний день выделяют несколько видов воротников сорочек:
• Классический (стандартный) воротник. Его концы располагаются на небольшом расстоянии друг от друга и могут прикрывать галстучный узел. К классическому типу воротников относят «таб» и «кент». У первого отложные края одинаковой длины прилегают к стойке, имеется также миниатюрная застежка, соединяющая концы такого воротника под галстуком. Отложные края воротника типа «кент» несколько больше по ширине, чем сама стойка. В застегнутом виде такой воротник образует треугольник с острыми углами.
• Широкий (косой или полусрезанный) воротник оставляет галстучный узел открытым за счет большого расстояния между концами ворота. К наиболее распространенным воротникам широкого типа относятся «акулий плавник» и «итальянский воротник». Концы «акульего плавника» расходятся достаточно резко. «Итальянский воротник» являет собой нечто среднее между классическим типом воротника и широким.
• Удлиненный воротник характеризуется более длинными концами по сравнению со стандартными параметрами. В настоящее время используется не так часто.
• Воротник-бабочка (Торжественный воротник) – идеальный вариант для смокинга, фрака или визитки. Это воротник-стойка с удлиненными и заостренными краями, отогнутыми на 45о. Как правило носится с галстуком-бабочкой.
• Воротник «баттен-даун» (Воротник на пуговицах). Края такого воротника пристегиваются на пуговицы к ткани рубашки. Такую сорочку допустимо носить в неформальной обстановке, без галстука.
• Воротник с закругленными концами (или Итонский воротник) – широкий отложной, может использоваться как на мужских рубашках, так и на женских платьях. Название получил от униформы, распространенной в престижном Итонском колледже для мальчиков. Сегодня встречается крайне редко – либо на официальных мероприятиях, либо – что чаще – в предметах одежды для женщин.
• Воротник «мандарин» – узкий воротник-стойка, не имеющий отложных краев, с прямоугольными или закругленными концами. Изначально встречался исключительно в китайской национальной одежде, сегодня распространен значительно шире. Прекрасно сочетается с френчем.
Основными критериями при выборе сорочки с тем или иным типом воротника является форма лица, а также высота и ширина шеи. Мужчинам с большим размером головы и крупным лицом следует выбирать рубашки с крупными воротниками. Мужчинам с узким лицом и некрупной головой лучше обратить внимание на рубашки с воротниками небольших размеров.
Рукава и манжеты
Рукава рубашки бывают длинные, короткие – летний вариант, и – 3/4 – для любителей компромиссов. Ширина рукава обычно пропорциональна ширине самой сорочки.
Манжеты появились на рубашках приблизительно в XV-XVI веках. Своим названием они обязаны французскому слову «manche» (рукав). На сегодняшний день можно выделить три основные группы манжет: манжеты на пуговицах, французские манжеты, неаполитанские манжеты. Первый тип, как следует из названия, застегивается на пуговицы, чаще всего встречается на мужских рубашках. Сорочки с такими манжетами уместны для повседневной жизни и офисного стиля, однако совершенно недопустимо появление в них на официальных мероприятиях. Края таких манжет могут быть закругленными или острыми, а количество пуговиц варьируется от одной до трех.
На официальные и торжественные мероприятия принято надевать рубашки с французскими манжетами, которые шьются из двойного слоя ткани. Такие манжеты застегиваются на запонки, либо завязываются шелковыми лентами. Края таких манжет, также могут быть острыми или закругленными. Иногда, на заказ, левый манжет изготавливается чуть больше правого – специально для носящих крупные наручные часы. Такой манжет называется poignet montre, или «часовой манжет». Выступание края манжета из-под пиджака более, чем на 1,5 см считается дурным тоном.
Неаполитанские манжеты (или манжеты Джеймса Бонда, коктейльные манжеты) вошли в моду после выхода серий фильма про Джеймса Бонда с Шоном Коннери в главной роли. Внешним видом такие манжеты напоминают французские, однако застегиваются не на запонки, а на пуговицы.
Карманы и пуговицы
Считается, что чем больше карманов на сорочке – тем менее она элегантна. Наличие кармана на рубашке сегодня допустимо лишь в неформальной обстановке и в офисах с нестрогим дресс-кодом. На официальные мероприятия надевать рубашку с карманами не рекомендуется.
Пуговицы для рубашки производятся сегодня из самых разнообразных материалов: от металла и пластмассы до натуральных (в том числе и полудрагоценных) камней. Они могут быть как одного цвета с рубашкой (классический вариант), так и иметь совершенно другой оттенок.
Виды застежек
Традиционные современные рубашки могут изготавливаться с любым из трех видов застежек:
- обычным – пуговицы и петли расположены на подогнутых краях полочки;
- застежкой на планке – в этом случае рубашка снабжается дополнительным элементом – планкой, выглядящей, как полоска ткани, на которой расположены пуговицы. Планка может быть пришивная (когда полоска материи пришивается к полочке рубашки) и цельнокроеной (когда планка образуется путем подгиба ткани полочки);
- супатной застежкой (потайной) – при таком типе застежки пуговицы не видны, так как скрываются между двумя планками рубашки.
Считается, что сорочка, надеваемая под пиджак для официальных мероприятий не должна иметь планки, поскольку вместе с галстуком такой наряд может смотреться грубовато.
Виды рубашек
Блузка – женская приталенная рубашка, часто из легкой ткани.
Гавайская рубашка – рубашка с короткими рукавами, широкая. Как правило, выполненная в ярких цветах с крупными, заметными узорами, часто цветочными. Появилась в 30-х годах XX века.
Поло – рубашка с отложным воротником на двух-трех пуговицах. Также имеет короткие рукава с манжетами (в классическом варианте). Часто называют «футболкой-поло».
Ночная рубашка – «потомок» средневековых рубашек. Элемент одежды для сна.
Интересные факты
- В 2012 году в американском городке Рино на ежегодном аукционе Coeur d’Alene Art Auction за 877,5 тыс. долларов была продана рубашка вождя индейского племени не-персе Джозефа (1840-1904).
- Женский вариант мужской рубашки стал широко распространен вначале XX века – в период эмансипации и борьбы женщин за свои права.
- Изначально рубашка являлась нательным элементом одежды, а белый цвет считался основным неслучайно – он обозначал духовную чистоту человека, именно поэтому ее надевали близко к телу. Отсюда пошла традиция надевать чистую белую рубашку на крещение, а так же перед боем. На суд в течение многих веков обвиняемые также надевали белые рубахи.
- Самые дорогие в мире рубашки производит итальянский модельер Стефано Риччи. Сорочки, созданные дизайнером стоят две тысячи долларов, на их изготовление затрачивается 40 км хлопковой нити, произведенной в Египте. Весят такие рубашки всего 130 грамм. В год изготавливается всего 240 штук таких сорочек.
- На пришивание одной пуговицы, по всем правилам, уходит около 15 минут.
- Согласно одной из теорий, смещенный разрез на рубахах (впоследствии названных косоворотками) был сделан для того, чтобы во время физической работы не выпадал нательный крестик.
Источник: http://wiki.wildberries.ru/things/clothing/%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0
Комментариев нет:
Отправить комментарий