Payeer

среда, 5 марта 2014 г.

Доходы и расходы китайцев в 2013-2014 годах

Как тратятся деньги?
    
    «Скоро снова наступит Новый год, что заставляет меня по-настоящему ломать голову и трястись над деньгами», – откровенничает Цзоу Кай, занимающийся туристическим бизнесом в г. Дали провинции Юньнань (Юго-Западный Китай). Причина заключается в том, что объем ежегодных расходов в 2013 г. опять превзошел его ожидания, а наступающий праздник Весны (Новый год по лунному календарю) сопряжен с первыми крупными расходами в течение предстоящего года: его мучил не только план покупок на Новый год, который он планировал провести на родине вместе со своими родными и близкими, но и вопрос, как справиться с родителями и родственниками, которые наперебой торопят его «поскорее вступить в брак».

    По мнению Цзоу Кая, вступление в брак повлечет за собой еще больше расходов, а чрезмерное потребление приведет к утрате чувства собственной безопасности, ему казалось, что наиболее надежным было бы хранить заработанные деньги в банке. Так что Цзоу Кай установил для себя жесткие «правила потребления» – покупать себе только самые необходимые вещи, пользоваться всеми возможностями, чтобы сэкономить деньги, доля дискреционных расходов в составе доходов должна поддерживаться в пределах от 10% до 30%. «Что касается затрат на любовь, то подумаю о них, когда мне будет больше 30 лет».

    Рассказав журналисту о своих собственных взглядах на потребление, Цзоу Кай с любопытством спросил у последнего, не предстал ли он в его глазах слишком жадным. На самом деле, нельзя сказать, чтобы Цзоу Кай был скупым в связи с его минимальными затратами. Исследования по «Индексу потребления населения Китая 2014» показали, что 2,34% респондентов «живут от зарплаты до зарплаты», у 3,9% респондентов доля потребительских расходов в составе доходов составила более 90%, у 26,2% – около 50-90%; а 30% респондентов жили как Цзоу Кай, у которого доля дискреционных расходов в составе доходов поддерживается в пределах от 10% до 30%, у них доля потребительских расходов в составе доходов составила 30,2% (см. таблицу «Доля потребительских расходов в составе доходов у разных групп населения»)

    Если говорить о китайцах, то что влияет на структуру и уровень их потребления? Исследования по «Индексу потребления населения Китая 2014» показали, что главным фактором являются доходы, так среди респондентов, участвующих в опросе, 60% заявили, что доход влияет на структуру и уровень их потребления. Кроме того социальное обеспечение, семья и работа также оказывают влияние на потребление китайцев.

    Относительно бережливый Цзоу Кай кроме того отметил, что он был «прижимистым» в основном из-за того, что «уровень доходов был слишком низким».

    У более половины опрошенных ежемесячный доход увеличился

    К концу 2013 г. лаборатория медиа-исследований при университете Цинхуа выпустила «Индекс потребления населения Китая 2014», показав общий доход китайских граждан. Результаты свидетельствовали, что количество лиц, у которых годовой доход составляет 40–60 тыс. (включительно) юаней, является самым большим, и составляет 20,3%; затем следует группа лиц с доходом в размере 20–40 тыс. (включительно) юаней, что составляет 17,0%; дальше – в размере 60–80 тыс. (включительно) юаней, что составляет 14,8%.

    По сравнению с началом 2013 г. больше чем у половины респондентов (56,5% ) ежемесячный доход увеличился, из них у 6,7% доход значительно увеличился. Конечно, у подавляющего большинства людей ( 49,8% ) рост доходов был незначительным, у 9,6% граждан ежемесячный доход уменьшился, у остальных 34% ежемесячный доход не изменился и по-прежнему сохранился на том же уровне, что и в начале 2013 г.

    Доцент кафедры социологии института гуманитарных и социальных наук при Пекинском политехническом университете Чжао Вэйхуа, которая на протяжении многих лет занималась исследованием «социологии потребления», сообщила журналисту, что доля населения с высоким и средним уровнем доходов в Китае относительно невелика, по-прежнему сохраняется очень низкий уровень доходов у крестьян и рабочих-мигрантов, которые составляют большую часть населения. В обществе у большинства людей недостает покупательной способности, которая все время была низкой, Китай сталкивается с большими трудностями в реализации модели содействия экономическому развитию путем стимулирования потребления. «Так что необходимо ускорить реформу системы распредения доходов».

    По мнению Чжао Вэйхуа, что касается реформы системы распределения доходов, правительство прежде всего должно привести в порядок действующее в настоящее время распределение доходов, установить стандарты и обеспечить транспарентности доходов групп населения с высоким уровнем доходов, не просто повысить зарплаты, поскольку большинство работников, которые не работают в государственных органах и предприятиях, не могут ощутить пользу от политики повышения заработной платы. Во-вторых, содействовать обеспечению равного доступа к государственным услугам. Более того, сокращение разрыва в доходах заключается не только в политике распределения доходов, но и в большей степени в развитии. «Реформы системы распределения доходов зависят от развития, если не будет никакого развития, то трудно обеспечить равенство. В конце концов надо путем развития содействовать справедливому распределению доходов, реформировать систему распределения доходов, сократить разрыв между богатыми и бедными».

    Так в соответствии с общественным мнением, что нужно сделать в первую очередь в осуществлении реформы системы распределения доходов? «Индекс потребления населения Китая 2014» показал, что люди поставили на первое место «ускорение реформы системы распределения доходов в монопольных отраслях», после этого следовало «удержание в рамках злоупотреблений должностными полномочиями, борьба с серыми доходами», дальше находилось «приведение в порядок распределения доходов».

    Тем не менее, по поводу дальнейшего роста доходов китайцы в целом уверены в благополучном будущем, 67,2% людей твердо считают, что в 2014 г. их доходы увеличатся; 27,1% считают, что их доходы останутся на таком же уровне, как и в 2013 г.; лишь 5,8% «не испытывали оптимизма» по отношению к собственным доходам в наступающем году.

    Большую часть доходов «проели»

    Говоря о своих «правилах потребления» Цзоу Кай отметил, что самые большие деньги, которые он не мог экономить, уходили на питание, «как ни экономь, надо же обеспечить трехразовое питание в день, поэтому, на эти расходы можно только “закрывать глаза”. Тем более, что в случаях общения с родными и близкими, большая часть расходов также была потрачена на угощение».

    Такое ощущение, как будто большую часть ежемесячного дохода «проели», было не только у Цзоу Кая, среди респондентов, участвовавших в опросе «Индекса потребления населения Китая 2014», 70% отметили, что максимальная часть их месячного дохода уходила на ежедневное питание.

    На самом деле, год тому назад в опросе «Индекса потребления населения Китая 2013» 60% заявили, что большая часть доходов тратилась на ежедневный рацион. Начиная с 2013 г. цена на продукты питания повысилась не только в городах первой линии, таких как Пекин, но и в городах второй и третьей линии, таких, как гг. Чэнду, Ланьчжоу, Иньчуань и т. д., многие горожане также почувствовали давление со стороны роста цен на продукты питания. В условиях роста цен 78,5% людей отметили, что их планы расходов подверглись корректировке в разной степени.

    Кроме затрат на ежедневное питание, на что еще уходили расходы китайского населения в 2013 г.? Исследование показало, что вторая по величине часть доходов китайцев была потрачена на покупку вещей первой необходимости, третья – на сбережение, вслед за этим шли затраты на одежду, воспитание и образование детей, общественную деятельность, жилье, культурные мероприятия, развлечения и досуг, и т. д.

    90% китайцев привыкли совершать покупки онлайн

    При обстоятельствах, когда цены повышаются, доходы сокращаются, и на вас оказывают двойное давление: потребление и экономия денег, обращаете ли вы внимание на скидки или акции по стимулированию сбыта? На этот вопрос лишь 4,1% респондентов ответили «нет», 30% заняли нейтральную позицию, спокойно отметив, что «это зависит от конкретной ситуации», еще 60% респондентов дали ответ «да».

    Цена всегда в той или иной степени влияет на покупательское поведение каждого потребителя.

    Среди факторов, которые влияют на покупательское поведение китайского населения, цена занимает первое место, 75,7% опрошенных заявили, что цена влияет на их покупательское поведение; качество продукции находится на втором месте, 70,3% людей испытывают влияние этого фактора; функция товаров занимает третье место, а затем в нисходящем порядке следуют бренд, сервис, стиль, личные предпочтения, покупательская среда и место производства.

    На вопрос о покупательской привычке, 95,3% респондентов заявили, что они имеют привычку совершать покупки онлайн. Большинство из них считают, что соперничество между поставщиками онлайн приносит потребителям реальные выгоды. Чжао Вэйхуа также считает, что конкуренция между поставщиками онлайн принесла довольно большую практическую пользу. В прошлом году она купила онлайн кухонную вытяжку, которая оказалась почти на 200 юаней дешевле, чем в торговом центре. С точки зрения Чжао Вэйхуа воздействие потребления онлайн очень мощное, оно служит эффективной движущей силой в трансформации потребления. «Интернет оказывает большое влияние на потребительскую деятельность всего общества, – обобщает Чжао Вэйхуа, – информационные технологии и электронный бизнес развиваются слишком быстро, даже не могу себе представить, какие изменения приносят технологические достижения в жизнь и потребительское поведение людей, в частности появление 4G и Интернета вещей, что позволило обеспечить большему количеству людей доступ к потреблению, и это служит большим толчком для дальнейшего обновления потребления или содействия трансформации экономики от производственной к потребительской».

Комментариев нет:

Отправить комментарий