М.Ф. САВЕЛИЙ, участник ВОВ, канд. юр. наук, доцент Академии управления МВД России, г. Москва.
Об авторе: Савелий Михаил Федорович продолжает работать профессором МОСУ. Им подготовлено и опубликовано в книгах и в периодической печати более двухсот научных и учебно-методических работ, в их числе работы, связанные с решением служебных задач сотрудниками органов внутренних дел и НСБ. Он также занимается научными исследованиями в вопросах формирования образовательной среды учебных заведений и применения интенсивно развивающихся новых информационных технологий в обучении.
Вначале о терминах. Много путаницы происходит в регламентирующих документах, да чего греха таить, даже в законодательстве из-за того, что основополагающие термины оказываются прописаны недостаточно чётко.
В современном толковом словаре русского языка под стандартом подразумевается «типовой образец, которому должны удовлетворять вещи, предметы, явления по размерам, форме, качеству». Также стандартом называется «единая типовая форма организации, осуществления чего-либо».
Правоохранительная деятельность — вид государственной и негосударственной деятельности, которая осуществляется в виде услуг с целью охраны права специально уполномоченными лицами по поддержанию правопорядка путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
В нашем проекте нормативного акта пересматривается Государственный стандарт профессионально-технического образования ДСПТО 5169-ОК.74.60-2011 по профессии «охранник». Главное, что необходимо установить, это предмет деятельности охранника.
На мой взгляд, предметом деятельности охранника является правоохранительная деятельность, а не производственная.
Признаки правоохранительной деятельности:
осуществляется при помощи юридических мер воздействия;
осуществляется в строгом соответствии с законом;
осуществляется в установленном законом порядке ;
осуществляется специально-уполномоченными лицами по поддержанию правопорядка.
осуществляется в строгом соответствии с законом;
осуществляется в установленном законом порядке ;
осуществляется специально-уполномоченными лицами по поддержанию правопорядка.
Подготовленные к пересмотру Государственные стандарты профессионально-технического образования ДСПТО 5169-ОК.74.60-2011 по профессии «охранник» в некоторых темах подготовки охранника включают изучение безопасности в производственной деятельности и за счет этого уделяют мало времени на изучение юридических вопросов. Юридические вопросы при подготовке охранника и особенно вопросы, связанные с применением мер принуждения охранником, имеют первостепенное значение, так как охранник наделен правом правоохранительной деятельности, а не производственной. Производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку. Поэтому для лиц, осуществляющих производственную деятельность, безопасность связана с совокупностью действий работников с применением средств труда для подготовки продукции, а это не услуги. Охранники выполняют услуги по охране и защите, осуществляя правоохранительную деятельность.
В соответствии с комментарием к статье 1 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка под «должностными лицами по поддержанию правопорядка» понимаются все служители закона, как назначенные, так и избранные, которые выполняют полицейские функции, особенно функции по аресту или задержанию.
Какие полицейские функции выполняют охранники? К ним следует отнести, в первую очередь: задержание лица, совершившего преступление или административное правонарушение; применение силы и огнестрельного оружия; осмотр вещей и лиц; проверку документов и другие функции.
По-видимому, согласно законодательству Украины в ходе осуществления правоохранительной деятельности лицами по поддержанию правопорядка, в целях пресечения правонарушений, могут применять меры принуждения в отношении граждан.
Охрана в Украине делится на государственную и негосударственную. Соответственно, негосударственная охрана должна изучать юридические вопросы, связанные с правоохранительной, а не производственной деятельностью.
То есть, не так, как это представлено в проекте нормативного акта. Основы права включены в раздел общепрофессиональной подготовки и выделено на неё всего 4 учебных часа, тогда как на безопасность при осуществлении производственной деятельности 15 часов.
В России понятий "разряды" не было, они появились в обиходе частных структур охраны после издания приказа Минздравсоцразвития России от 17.04.09 № 199, который внес изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (Выпуск №1) в части введения профессии "охранник" и квалификационных требований к ним.
Далее приказом МВД России от 21.09.2009 года № 716 (который прошел регистрацию в Минюсте России 25.11.2009 года) были внесены изменения в редакцию приказа МВД России от 19.06.2006 года № 447.
Вышеуказанными нормативными документами введены следующие разряды частных охранников:
4 разряд – допуск к работе со специальными средствами;
5 разряд – допуск к работе со специальными средствами и гражданским оружием самообороны;
6 разряд – допуск к работе с со специальными средствами, гражданским и служебным оружием.
5 разряд – допуск к работе со специальными средствами и гражданским оружием самообороны;
6 разряд – допуск к работе с со специальными средствами, гражданским и служебным оружием.
Введение разрядов для частных охранников меняет подход к системе их обучения, сдачи экзаменов и получения удостоверения.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов, программа первоначальной подготовки охранников на 4 разряд составляет 99 часов, для 5 разряда – 174 часа, а для 6 разряда 266 часов.
После завершения обучения по соответствующей программе необходимо подтвердить квалификацию путем сдачи квалификационного экзамена на соответствующий разряд. Квалификационные экзамены принимает специально созданная при УМВД России по определенному субъекту республики, краю области экзаменационная комиссия.
Экзамен состоит из проверки теоретических знаний и практических навыков применения:
для охранников 4 разряда - специальных средств;
для охранников 5 разряда - специальных средств и гражданского оружия;
для охранников 6 разряда - специальных средств, гражданского и служебного оружия.
для охранников 5 разряда - специальных средств и гражданского оружия;
для охранников 6 разряда - специальных средств, гражданского и служебного оружия.
По результатам сдачи квалификационного экзамена присваивается квалификация соответствующего разряда и оформляется свидетельство за подписью председателя квалификационной комиссии.
Количество и содержание вопросов в теоретической части экзамена напрямую зависит от разряда. Так, билет на 6 разряд содержит 10 вопросов, на 5 разряд – 9 вопросов, на 4 разряд – 7 вопросов.
В дальнейшем охранники должны будут проходить периодическую проверку для подтверждения квалификации. Периодичность проведения таких проверок также зависит от разряда. Охранники 6 разряда – раз в год, 5 и 4 разряда – раз в 2 года.
Однако, стандарт профессионально-технического образования не введен до настоящего времени. Говорят, что министерство юстиции не пропускает его введения только потому, что деятельность охранника относится к правоохранительной деятельности, а следовательно, они должны регламентироваться как службы, а службы никаких разрядов не имеют. На мой взгляд, такой подход не выдерживает критики. Охранные структуры должны иметь разряды. На примере зарубежных стран я разработал классификатор применения силы и огнестрельного оружия, в котором разбил эти меры принуждения на пять видов. Классификация осуществлялась на признаках мер применения силы и огнестрельного оружия. Чем выше сила и применение оружия, тем выше вид принуждения со стороны охранника.
В соответствии со статой 15_3. (Профессиональная подготовка частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций) Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельностью в Российской Федерации) требования к минимуму содержания профессиональных образовательных программ подготовки и повышения квалификации частных детективов, частных охранников и руководителей частных охранных организаций устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел приказом Министерства образования и науки от 26 апреля 2010 г. N 430 «О требованиях к минимуму содержания программы профессиональной подготовки частных охранников» была создана типовая программа.
Считаю, что таким путём нельзя создавать нормативную базу, потому что кроме частной охраны, существуют охранники ведомственной охраны, вневедомственной и другие виды охраны. Ваш поход к подготовке охранников правильный. На мой взгляд, необходимо внести в стандарты больше вопросов юридического характера. И ещё необходимо в соответствии с международными нормативными актами ввести отдельную тему или курс о применении силы и огнестрельного оружия.
С уважением Михаил Савелий
http://allsecurity.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий