Когда экономисты и маркетологи начали выводить обобщенные модели поведения потребителей, стало понятно, что суверенность суверенность принятия решения «расчетливым» потребителем преувеличена. В реальности «разумную выгоду» потребителю диктуют многочисленные физические и психические особенности поведения людей, стимулы со стороны продавцов и пр. Рассмотрим кратко основные модели поведения потребителей, описывающие ведущие к покупке процессы.
Автор: Oльгa Сepгеeвна Пocыпaнова, кандидат психологических наук, дoцeнт кафедры общей и юридической псиxoлогии Kaлужcкого государственного университета им. К.Э. Циолкoвcкого.
Ранее исходили из того, что решения о покупках человек принимает рассудочно, рационально, взвешивая выгоду. Однако, когда экономисты и маркетологи начали выводить обобщенные модели поведения потребителей, стало понятно, что суверенность принятия решения «расчетливым» потребителем преувеличена. В реальности «разумную выгоду» потребителю диктуют многочисленные физические и психические особенности поведения людей, стимулы со стороны продавцов, а также различные эксперты и авторитеты (реальные и мнимые). Рассмотрим кратко основные модели поведения потребителей, описывающие ведущие к покупке процессы — модели предпокупочных процессов.
1. Модель принятия решения Д. Хокинса
Данная модель принятия решения (decision making model) уже считается классической. В первоначальном варианте, созданном Д. Хокинсом, в процессе принятия решения потребитель проходит следующие этапы:
- сознание потребителем наличия проблемы;
- информационный поиск;
- оценка и выбор альтернатив покупки;
- покупка;
- использование покупки;
- оценка решения.
Далее разные авторы добавляли различные промежуточные стадии в эту модель (Энджел, Блэкуэлл и др.) Эта модель предполагает, что мы знаем то, что мы хотим, и нам остается выбрать лучшую из нескольких альтернатив. Это противоречит базовой аксиоме маркетинга: «Потребитель никогда точно не знает, чего он хочет». Наверное, истина где-то посередине
2. Модель изучения товара Дж. Лоуэнстайна
Модель изучения товара (learning model) создана психологом Джорджем Лоуэнстайном в 1999 году. Она утверждает, что в реальности выделение стадий при принятии решения о покупке — искусственно. Реально же потребитель может не проходить одну или несколько стадий, или они возникают одновременно. Обдуманное, преднамеренное, рассчитанное принятие решения — исключение из правил, и большая часть поведения является относительно автоматической, привычной, неосознаваемой или управляемой стандартами и правилами поведения.
В данной модели отмечается, что аналитическая функция психики при принятии решения/исследования товара задействована незначительно. Более того, даже многие эмоции неосознаваемы в процессе потребления. В связи с этим в дополнение к процессу принятия решений предлагается процесс исследования товара, под которым понимается ознакомление с товаром, распознание его функций, изучение всех его особенностей, атрибутов, полезности и выгоды использования. Отмечается, что потребитель не детально исследует товар, а изучает лишь наиболее значимые для него атрибуты. Более того, в процессе исследования товара задействована не только когнитивная сфера, но и аффективная. Здесь считается, что предпочтения существуют в сознании, и при исследовании товара он сравнивается с предпочитаемым образом.
3. Модель формирования отношений Андриасена
Ядром данной модели является комплекс установок и способности переработки информации у отдельного потребителя. Андриасен утверждает, что именно установки потребителя на товар в наибольшей степени влияют на его реакции в сфере потребительского выбора. В свою очередь, на эти установки могут влиять пять факторов:
- личность отдельного потребителя;
- прошлые переживания, связанные с удовлетворением потребностей;
- прошлый опыт, не включающий удовлетворение;
- социальное восприятие, то есть восприятие человеком надежд, норм и ценностей значимых для него людей;
- личностные установки на объекты, связанные с интересующим товаром.
Изменение отношения к товару может быть результатом изменения одного или нескольких из этих образующих факторов. Информация, получаемая индивидом из разных источников, подвергается процессу «фильтрации», после которого она взаимодействует со множеством явлений (убеждениями, эмоциями). В результате формируется установка, которая влияет на дальнейшее поведение.
Возможны три варианта действий потребителя. Потребитель может выбрать продукт (купить), продолжить поиск или воздержаться от действий. Решение выбрать товар, как и два других варианта, принимается с некоторым элементом принуждения (доход, бюджетные приоритеты, технические возможности товара). Выбранные альтернативы содержат механизм обратной связи, который влияет на фильтрационные процессы в будущем.
4. Модель импульсивной покупки
Английские психологи Xельга Диттмар, Джейн Битти и Сюзан Фриз выдвинули социально-психологическую модель импульсивной покупки (Impulse Purchase model). Импульсивная покупка — покупка сделанная спонтанно, но не беспричинно.
Существует два вида импульсивных покупок:
- неожиданные приобретения: например, человек целенаправленно идет в магазин за колбасой, но заодно покупает и йогурты;
- неожиданные разновидности товара: например, человек направленно идет в магазин за колбасой, и покупает спонтанно тот ее вид, который первым «бросился» в глаза или который покупает большинство в очереди.
Согласно этой модели, во-первых, лишь некоторые покупки человек делает после продолжительного выбора, осознавая их необходимость — это принудительные покупки и к ним можно применить как модель принятия решения, так и модель исследования товара. Во-вторых, импульсом для покупки является стремление приобрести символы самовыражения и социальной идентичности. Считается, что человек покупает товар не только как материальную или функциональную выгоду, а в первую очередь как символ статуса, социальной принадлежности, образа жизни, а главное — своего имиджа. Смысл импульсивной покупки — в попытке поддержать Я-образ, свой имидж. Эта же закономерность отмечается и в трудах философа Бурдье: считается, что предпочтение каким-либо атрибутам товара исходит из того, что они являются символами, знаками нужного положения.
5. Модель иерархических эффектов
Согласно модели иерархических эффектов (Lavidge, Steiner; 1961), существует шесть стадий покупательской готовности, которые индивид обычно проходит на пути к совершению покупки:
- осведомленность (awareness);
- знание (knowledge);
- благорасположение (liking);
- предпочтение (preference);
- убежденность (conviction);
- совершение покупки (purchase).
6. Модель развития поведения
Она создана экономистом Эндрю Лайоном и еще более проста, как и все гениальное. В ее основе также лежит соображение, что нет четко фиксированных стадий в процессе принятия решения. Более того, оно часто не подчиняется четким законам сознания. Модель состоит из трех шагов:
- Шаг 1: предпочтения/вкусы. Здесь потребитель сознательно или несознательно выделяет, что является желательным. Пока игнорируют цены и доход.
- Шаг 2: ограничение бюджета. Здесь потребитель отвечает на вопрос, что из предпочитаемого является возможным.
- Шаг 3: оптимальная связка. На этом этапе происходит выбор, а затем — покупка. Ценовые ограничения не являются единственными: на предпочтение и на поведение влияет множество факторов. Кроме того, человек соизмеряет желания и возможности еще на этапе предпочтений.
Большинство покупательских решений начинаются с некоторой сортировки предпочтений, а затем включается информация, подходящая для этого предпочтения. По сути, этот принцип аналогичен предыдущей модели, но шагом 2 здесь является информация. Общим местом для этих двух моделей является то, что в сознании существует свод предпочтений, некий перечень или список. В процессе покупки из него «выбирается» одно наиболее подходящее, актуальное.
7. Модель адаптации к инновациям
Модель адаптации к инновациям — модель принятия решения Э. Роджерса. Модель описывает принятие решения относительно новых для потребителя товаров:
- 1 этап — знания.
- 2 этап — формирование мнения.
- 3 этап — решение.
- 4 этап — освоение.
- 5 этап — подтверждение.
На протяжении всех этапов на процесс принятия решения влияют следующие исходные данные: прошлый опыт; ощущаемые нужды; социальные нормы; каналы коммуникации; характеристики объекта, принимающего решение; социоэкономические, личностные, поведенческие и воспринимаемые характеристики товара; относительное преимущество, совместимость с имеющимися и предполагаемыми для покупки товарами; сложность; заметность.
***
Выделяют и более простые модели потребительского поведения. «Потребительские предпочтения — выбор — покупка» — это также действенная модель. Согласно модели ATR (осведомленность — пробная покупка — повторная покупка), повторная покупка в огромной степени зависит от удовлетворения, полученного в процессе использования продукта. Модель потребительского поведения AIDА (эмоция, интерес, деятельность, активность) AIMDA (добавлен еще и мотив) отражает процесс побуждения потребителей к аффективным действиям.
Copyright 2014 © Элитариум (www.elitarium.ru).
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.
Некоммерческое использование этого материала возможно со ссылкой на elitarium.ru, как на источник первой публикации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий