Инновационные университеты и интересы внешней разведки России по технологической модернизации промышленности
По мнению автора, к.э.н., Бобылова Ю.А, в условиях становления инновационной экономики, назрела необходимость изучения в высшей школе России курсов «конкурентной разведки». Уже на студенческой скамье и в аспирантуре ведущих инновационных университетов и НИИ РФ поэтапно следует давать знания о роли, методах и технологиях внешней разведки.
Экономика России требует нового качества российских менеджеров, инженеров и ученых для решения задач:
По мнению докладчика, в решении таких проблем требуются «двойные технологии» управления и бизнеса. В кадровом плане необходима интеграция ведущих инновационных университетов со структурами внешней разведки, где головным ведомством является Служба внешней разведки РФ (СВР), а координируемыми – ФСБ и ГРУ Минобороны РФ. Речь идет о активизации научно-технической и внешнеэкономической разведки в интересах развития промышленного потенциала крупного и среднего бизнеса, а также поддержки малого наукоемкого бизнеса [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.]. В специфической серии авторских публикаций (2002–2012 гг.) по теме изложены многие новые аспекты проблемы и даны рекомендации.
Нужны «особая» поэтапная подготовка инженеров, ученых, преподавателей высшей школы, аспирантов и стажеров с созданием учебных Кафедр от СВР.
В последние годы Россия в 2 – 3 раза отстает от развитых стран мира (включая ЕС) по уровню затрат на НИОКР. На эти цели, включая нужды обороны и безопасности, расходуется лишь около 1,1 процента ВВП. Однако милитаризированная сфера российских НИОКР часто не адекватна целям инновационного промышленного развития и роста конкурентоспособности гражданской промышленной продукции.
Разработчики утвержденной Правительством РФ 8 декабря 2011 г. «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывают на три возможных стратегии инновационного развития России (с. 21–23):
По вариантам 2 и 3 видятся новые крупные задачи как высшей школы, так и внешней разведки РФ.
По оценкам первых лиц в руководстве страны (В.В. Путин и Д.А. Медведев), российские спецслужбы должны в большей мере обеспечивать конкурентоспособность крупного и среднего бизнеса и решать задачи интеграции страны в мировую экономику.
Обратимся к базовому федеральному закону «О внешней разведке», который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписан Президентом РФ Б.Н. Ельциным 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (Собр. зак. РФ, № 3, ст. 143). Закон РФ имеет пять самостоятельных глав.
Традиционно внешняя разведка СССР имела преимущественно «военно-промышленную» ориентацию (атомные, ракетные, космические и другие секреты и работы потенциальных противников), что определяет многие нормы права РФ [7]. Советские традиции все еще сильны в СВР России и других спецслужбах. Экономическая практика в условиях присоединения России к ВТО требует внешней разведки и спецопераций для перехода к «инновационной экономике».
Спецслужбы в мире имеют сложившиеся секретные методы и средства внешней разведки, контрразведки и ведения тайных секретных работ. Важнейшим ресурсом разведывательных служб и частных крупных компаний являются специально обученные кадры и технические средства. Другой особенностей секретной оперативной работы является формирование и действие агентурных сетей, члены которых формально не принадлежат к кадровому составу спецслужб, но могут получать по личным каналам ценную техническую, экономическую или иную информацию и далее передавать ее сотрудникам спецслужб по денежным или иным мотивам.
В плане реформирования высшего образования России (также и других стран) виден как гуманитарный фундамент эффективной внешней разведки и контрразведки (умение работать с учеными, инженерами, предпринимателями стран-конкурентов), так информационно-технологический (использование спецтехники и методов защиты информации).
Интересна книга, написанная профессионалами разведки бывшего КГБ СССР: Шаваев А.Г., Лекарев С.В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта и теории М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», Москва, 2003, 544 с. (см.: http:velesova-sloboda.org/archiv/index.html#_24).
В кратком «Введении» книги есть примечательное замечание: «Многочисленные исследования работы разведки и контрразведки нередко страдают:
Новая инновационная политика и упрочнение позиции экономики России в мире требуют изменения приоритетов научно-технической разведки России и новых форм связей спецслужб СВР, ФСБ, ГРУ с высшей школой, отраслевыми и академическими НИИ, наукоемкими российскими компаниями. Также новые задачи в стране множатся для экономической разведки.
Деятельность России в сфере внешней разведки имеет свои неиспользуемые ресурсы высшей школы, российской науки РАН и отраслевых НИИ и КБ.
В стратегии развития внешней разведки РФ есть два альтернативных направления деятельности:
Считается, что коммерческие прикрытия обеспечивают большую безопасность разведывательных операций и дают разведчикам более свободный и хорошо легендированный доступ к важной информации.
В числе методов ведения легальной экономической разведки и тайного промышленного шпионажа используются, в частности:
Ряд мероприятий, особенно спецопераций, носит незаконный характер и требует своих приемов защиты. Всему этому можно учить в высшей школе. Своеобразный феномен новых «двойных технологий» важен для развития высшего профессионального образования в мире и в России.
Дать поэтапно соответствующие знания и практические навыки можно бы большинству студентов, магистров и аспирантов России. Но это не значит, что они автоматически включаются в систему внешней разведки разных форм и типов.
Назрело изучение в высшей школе России курсов «конкурентной разведки». Уже на студенческой скамье и в аспирантуре ведущих инновационных университетов и НИИ РФ поэтапно следует давать знания о роли, методах и технологиях внешней разведки.
В названной выше книге «Разведка и контрразведка» отмечено:
В идеале сильной инновационной деятельности актуален принцип: самый лучший разведчик/шпион – это сам российский менеджер, ученый, инженер.
Российская школа и российская наука пока вне такого особого профессионального образования, если не говорить о редких инициативах вузов по введению курса «Конкурентная разведка» (Москва, Петербург, Екатеринбург и др.).
Сегодня важно разработать методические подходы по большей интеграции работников высшей школы и российских разведывательных структур и начать финансировать такую интеграцию.
Автор: Бобылов Ю.А.
Российский государственный геологоразведочный университет,
к.э.н., помощник ректора
Источник: NanoNewsNet.ru
Экономика России требует нового качества российских менеджеров, инженеров и ученых для решения задач:
- развитие инновационной экономики России;
- повышение инвестиционной привлекательности РФ для иностранных инвесторов;
- обеспечение экономической безопасности страны.
По мнению докладчика, в решении таких проблем требуются «двойные технологии» управления и бизнеса. В кадровом плане необходима интеграция ведущих инновационных университетов со структурами внешней разведки, где головным ведомством является Служба внешней разведки РФ (СВР), а координируемыми – ФСБ и ГРУ Минобороны РФ. Речь идет о активизации научно-технической и внешнеэкономической разведки в интересах развития промышленного потенциала крупного и среднего бизнеса, а также поддержки малого наукоемкого бизнеса [1; 2; 3; 4; 5; 6 и др.]. В специфической серии авторских публикаций (2002–2012 гг.) по теме изложены многие новые аспекты проблемы и даны рекомендации.
Нужны «особая» поэтапная подготовка инженеров, ученых, преподавателей высшей школы, аспирантов и стажеров с созданием учебных Кафедр от СВР.
В последние годы Россия в 2 – 3 раза отстает от развитых стран мира (включая ЕС) по уровню затрат на НИОКР. На эти цели, включая нужды обороны и безопасности, расходуется лишь около 1,1 процента ВВП. Однако милитаризированная сфера российских НИОКР часто не адекватна целям инновационного промышленного развития и роста конкурентоспособности гражданской промышленной продукции.
Разработчики утвержденной Правительством РФ 8 декабря 2011 г. «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывают на три возможных стратегии инновационного развития России (с. 21–23):
- инерционное развитие с игнорированием научно-технического прогресса;
- догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности;
- достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях.
По вариантам 2 и 3 видятся новые крупные задачи как высшей школы, так и внешней разведки РФ.
По оценкам первых лиц в руководстве страны (В.В. Путин и Д.А. Медведев), российские спецслужбы должны в большей мере обеспечивать конкурентоспособность крупного и среднего бизнеса и решать задачи интеграции страны в мировую экономику.
Обратимся к базовому федеральному закону «О внешней разведке», который был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписан Президентом РФ Б.Н. Ельциным 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (Собр. зак. РФ, № 3, ст. 143). Закон РФ имеет пять самостоятельных глав.
Традиционно внешняя разведка СССР имела преимущественно «военно-промышленную» ориентацию (атомные, ракетные, космические и другие секреты и работы потенциальных противников), что определяет многие нормы права РФ [7]. Советские традиции все еще сильны в СВР России и других спецслужбах. Экономическая практика в условиях присоединения России к ВТО требует внешней разведки и спецопераций для перехода к «инновационной экономике».
Спецслужбы в мире имеют сложившиеся секретные методы и средства внешней разведки, контрразведки и ведения тайных секретных работ. Важнейшим ресурсом разведывательных служб и частных крупных компаний являются специально обученные кадры и технические средства. Другой особенностей секретной оперативной работы является формирование и действие агентурных сетей, члены которых формально не принадлежат к кадровому составу спецслужб, но могут получать по личным каналам ценную техническую, экономическую или иную информацию и далее передавать ее сотрудникам спецслужб по денежным или иным мотивам.
В плане реформирования высшего образования России (также и других стран) виден как гуманитарный фундамент эффективной внешней разведки и контрразведки (умение работать с учеными, инженерами, предпринимателями стран-конкурентов), так информационно-технологический (использование спецтехники и методов защиты информации).
Интересна книга, написанная профессионалами разведки бывшего КГБ СССР: Шаваев А.Г., Лекарев С.В. Разведка и контрразведка. Фрагменты мирового опыта и теории М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», Москва, 2003, 544 с. (см.: http:velesova-sloboda.org/archiv/index.html#_24).
В кратком «Введении» книги есть примечательное замечание: «Многочисленные исследования работы разведки и контрразведки нередко страдают:
- во-первых, «маятниковостью»;
- во-вторых, рассмотрением отдельных эпизодов деятельности спецслужб вне контекста глубинных исторических событий и их истинной подоплеки;
- в-третьих, отсутствием хотя бы попыток вычленить закономерности, характерные для развития такой значимой части государственного механизма, какой являются спецслужбы;
- в-четвертых, отсутствием вскрытия противоречий как внутри самой системы государственной безопасности, так и в структурах государственного механизма в целом».
Новая инновационная политика и упрочнение позиции экономики России в мире требуют изменения приоритетов научно-технической разведки России и новых форм связей спецслужб СВР, ФСБ, ГРУ с высшей школой, отраслевыми и академическими НИИ, наукоемкими российскими компаниями. Также новые задачи в стране множатся для экономической разведки.
Деятельность России в сфере внешней разведки имеет свои неиспользуемые ресурсы высшей школы, российской науки РАН и отраслевых НИИ и КБ.
В стратегии развития внешней разведки РФ есть два альтернативных направления деятельности:
- государственное, близкое к фундаментальной науке и военно-промышленной сфере, где критерии прибыльности работ практически не применяются, которое координируется СВР России. В силу технического прогресса (суперЭВМ, новые средства защищенной связи и др.) растет мощь российской разведки, с которой не могут состязаться частные фирмы;
- корпоративное коммерческое, реализуемое самими наукоемкими компаниями вне ВПК и ориентированное на прорывные прикладные НИОКР и использование в гражданской сфере (новые наукоемкие товары для личного и семейного потребления, особенно автомобили, средства связи, информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии и др.).
Считается, что коммерческие прикрытия обеспечивают большую безопасность разведывательных операций и дают разведчикам более свободный и хорошо легендированный доступ к важной информации.
В числе методов ведения легальной экономической разведки и тайного промышленного шпионажа используются, в частности:
- неофициальные запросы в иностранные организации относительно предоставления информации;
- сбор информации во время посещения фирм или предприятий;
- склонение иностранцев к предоставлению консалтинговых услуг по ведению дел и маркетингу;
- создание совместных предприятий и подставных компаний;
- покупка у иностранных компаний, используемых ими технологий;
- использование для получения необходимой информации бывших и действующих служащих компаний из числа представителей определенных национально-культурных общин;
- использование международных совещаний и конференций в целях сбора данных;
- получение интересующей информации из открытых источников и др.
Ряд мероприятий, особенно спецопераций, носит незаконный характер и требует своих приемов защиты. Всему этому можно учить в высшей школе. Своеобразный феномен новых «двойных технологий» важен для развития высшего профессионального образования в мире и в России.
Дать поэтапно соответствующие знания и практические навыки можно бы большинству студентов, магистров и аспирантов России. Но это не значит, что они автоматически включаются в систему внешней разведки разных форм и типов.
Назрело изучение в высшей школе России курсов «конкурентной разведки». Уже на студенческой скамье и в аспирантуре ведущих инновационных университетов и НИИ РФ поэтапно следует давать знания о роли, методах и технологиях внешней разведки.
В названной выше книге «Разведка и контрразведка» отмечено:
«Некоторые страны специально обучают студентов шпионажу и после этого посылают на заграничную стажировку или учебу. В Китае есть технический колледж, который западные спецслужбы давно прозвали кузницей кадров для промышленного шпионажа. Студенты обучаются теории научно-технической разведки, после чего в рамках культурного обмена между странами засылаются в Соединенные Штаты, Великобританию, Францию, Японию или Германию» (с. 67).
В идеале сильной инновационной деятельности актуален принцип: самый лучший разведчик/шпион – это сам российский менеджер, ученый, инженер.
Российская школа и российская наука пока вне такого особого профессионального образования, если не говорить о редких инициативах вузов по введению курса «Конкурентная разведка» (Москва, Петербург, Екатеринбург и др.).
Сегодня важно разработать методические подходы по большей интеграции работников высшей школы и российских разведывательных структур и начать финансировать такую интеграцию.
Литература
- Бобылов Ю.А. Нуждается ли Россия в организации ведомственной Службы внешнеэкономической разведки // Вопросы экономики, 2003, № 4, с.123–134.
- Бобылов Ю.А. Реформирование РАН и приоритеты научно-технической разведки России // Национальная безопасность и геополитика России // 2006, № 1,2, с. 39–47.
- Бобылов Ю.А. Генетическая бомба. Тайные сценарии наукоемкого биотерроризма (2-е изд.) // М.: Белые Альвы, 2008, 384 с.
- Бобылов Ю.А. Корпоративная конкурентная разведка: тенденции развития за рубежом и в России /Менеджмент и бизнес-администрирование, 2009, № 2, с. 117–132.
- Бобылов Ю.А. «Инновационная экономика» России и научно-техническая разведка // Мир и безопасность, 2010, № 1, с. 44–50.
- Бобылов Ю.А. Научно-техническая разведка РФ: быть ближе к атомной промышленности // Атомная стратегия XXI, 2011, № 50, с. 21–24.
- Чертопруд С.В. Научно-техническая разведка от Ленина до Горбачева / М.: Олма-Пресс, 2005, 447 с.
- Источник: Бобылов Ю.А. Инновационные университеты и новые задачи внешней разведки России по технологической модернизации промышленности // Третьи осенние чтения, посвященные проблемам общественных исследований: Материалы Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Москва, 28–29 сентября 2012 г. // М.: Центр гуманитарных исследований «Социум», 60 с. – с. 5–10.
Автор: Бобылов Ю.А.
Российский государственный геологоразведочный университет,
к.э.н., помощник ректора
Источник: NanoNewsNet.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий