Технологические платформы как инструмент координации деятельности информационно-аналитических структур в интересах промышленности
Технологическая разведка
Автор: Завьялов А.П., кандидат технических наук
Изменение структуры экономики, повышение роли высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности является высокоактуальной задачей, от успешности решения которой в значительной мере зависят перспективы развития России в XXI веке.
В органах государственной власти и экспертном сообществе имеются различные взгляды на пути, средства и методы осуществления реиндустриализации, однако практически общим является мнение о том, что будет выделено ряд «отраслей-локомотивов» роста, на развитие которых будут направлены значительные средства. Эффект от работы этих отраслей должен в значительной степени определять структуру и эффективность экономики России в целом.
Так, Д.А. Медведев в 2009 году, например, в качестве таких «отраслей-локомотивов» выделял следующие [1]:
— топливно-энергетический комплекс;
— ядерные технологии;
— информационные технологии;
— инфраструктура связи и передачи информации;
— производство отдельных видов медицинского оборудования и препаратов.
Другими государственными деятелями и экспертами предлагались иные отрасли промышленности, но общий подход остается неизменным – направление основных ресурсов и усилий на развитие 5 – 7 «прорывных» отраслей.
Возникает логичный вопрос: а что будет с остальными, «непрорывными» отраслями, которые, тем не менее, обеспечивают работой миллионы людей?
Будут ли они развиваться?
За счет чего?
Безусловно, «непрорывные» отрасли промышленности также должны и будут развиваться.
Другое дело, что ресурсное обеспечение и система управления этими отраслями будут иными.
Иными будут и ожидаемые результаты: если «отрасли-локомотивы» должны обеспечить России мировое лидерство в соответствующих областях, то от прочих отраслей промышленности, по-видимому, имеет смысл требовать стабильного выпуска относительно современной продукции, конкурентоспособной на внутреннем рынке и, возможно, на рынках стран «третьего мира».
Иными словами, в этих отраслях вполне может быть реализована модель «догоняющего» развития с привлечением относительно небольших ресурсов.
И если приобретение мирового лидерства в отдельных областях требует выполнения дорогостоящих фундаментальных исследований и НИОКР, создания новых продуктов, то модель «догоняющего» развития должна базироваться прежде всего на заимствовании зарубежных достижений и использовании уже разработанных зарубежных технологий.
Соответственно, если «опережающее» развитие требует прежде всего эффективной научной базы, то «догоняющее» – эффективного взаимодействия промышленности с информационно-аналитическими структурами и специальными службами, способными получить необходимые технологии с минимальными затратами.
Говоря о стратегии развития промышленности, В.В. Путин в 2010 году сказал: «Когда перед нами стоит задача, связанная с модернизацией экономики, помощь со стороны специальных служб тоже не является лишней… Это совсем не значит, что нужно нарушать законы других государств. Разведслужбы многих стран просто более оперативно срабатывают на опережение, перехватывая какие-то интересные, современные, перспективные разработки». Задача научно-технической разведки должна заключаться в том, чтобы «… проанализировав все, что имеется, выйти на перспективные направления и вовремя сориентировать соответствующие отрасли экономики» [2].
В качестве комментария к такой модели развития можно привести слова японского предпринимателя, основателя компании Matsushita Electric (торговая марка Panasonic) К. Мацусита, который определил два наиболее тяжелых греха предпринимателя следующим образом: искать то, что уже найдено, и покупать то, что можно иметь бесплатно [3].
В ряде литературных источников указывается, что политическое руководство развитых западных стран напрямую ориентирует свои специальные службы на разведывательно-информационную поддержку крупного бизнеса, в особенности, в его борьбе за крупные международные контракты и овладение зарубежными технологиями [4, 5].
В качестве примера можно привести достаточно многочисленные публикации о предположительно существующей американской системе глобального радиоэлектронного перехвата «Эшелон», например [6].
Зарубежные государства также создают специальные структуры для координации деятельности специальных служб в интересах бизнес-сообщества. Такие структуры функционируют в США, Китае, Японии, Франции, Швеции и других промышленно развитых странах [5].
Необходимость создания такого рода координирующих структур определяется тем, что государственные спецслужбы и коммерческие информационные компании, как правило, не ориентируются на должном уровне в отраслевой специфике, поэтому:
— не могут самостоятельно детально оценить потребности корпораций в научно-технической и экономической информации и спланировать информационную работу;
— не могут самостоятельно довести полученные результаты – информацию до конечного потребителя и содействовать их внедрению в промышленности;
— в ряде случаев не могут самостоятельно оценить полезность полученной информации и разработать корректирующие воздействия в процесс информационной работы.
Еще одной причиной создания отраслевых координирующих структур является необходимость обеспечения конфиденциальности информационной работы, недопущения утечки сведений об источниках и методах получения информации.
Вообще, эффективность информационно-аналитического обеспечения промышленности в значительной степени определяется именно эффективностью координирующих структур, в функции которых входит:
— сбор заявок с ведомств и корпораций и формирование плана информационного обеспечения и перечня интересующих вопросов (по отраслям);
— взаимодействие с информационно-аналитическими структурами и специальными службами;
— распределение полученных результатов между заинтересованными компаниями и организация использования информации;
— оценка полученных результатов и экономической эффективности всей системы информационного обеспечения промышленности.
В Советском Союзе был накоплен значительный опыт использования научно-технической разведки в интересах промышленности, в основном оборонных отраслей.
Классическим успешным примером является разведывательное обеспечение «атомного проекта».
В 1970 – 1980-е годы СССР обладал мощной системой сбора и анализа научно-технической и экономической информации, а в роли передаточных звеньев между промышленностью и спецслужбами выступали Военно-промышленная комиссия при СМ СССР и Всесоюзный институт межотраслевой информации (в оборонных отраслях) и Государственный комитет СМ СССР по науке и технике (в гражданских отраслях) [3].
В настоящее время возникает потребность в формировании новых структур, решающих перечисленные задачи, и соответствующих условиям рыночной экономики и современным реалиям.
Один из возможных вариантов организации таких структур – использование технологических платформ.
Начиная с 2010 года Правительство России приступило к созданию технологических платформ, позиционируемых как важнейший инструмент государственной научно-технической и инновационной политики.
Под технологической платформой понимают «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технического, инновационного развития» [7].
По сути, технологическая платформа представляет собой своего рода научно-технический совет отрасли, осуществляющий свою деятельность на регулярной основе на базе одной из организаций – координатора технологической платформы, и объединяющий представителей производственных предприятий, отраслевой науки, проектных организаций и КБ, отраслевых ВУЗов и органов государственного управления.
Декларируемые цели создания технологических платформ:
— усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технического развития;
— выявление новых научно-технических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов экономики;
— определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий.
Как видим, цели формирования технологических платформ вполне созвучны задачам, поставленным В.В. Путиным перед структурами научно-технической разведки.
К настоящему моменту сформировано тридцать технологических платформ, в том числе [8]:
— в отраслях ТЭК – 7;
— в атомной промышленности – 3;
— в отраслях машиностроения, металлообработки, электроники – 10;
— в области информационных технологий – 2;
— в области медицинских и биотехнологий – 2;
— в других отраслях – 5.
Именно такому, как технологическая платформа, объединению представителей бизнеса, отраслевой науки и государственных органов, и его постоянно действующему исполнительному органу под силу осуществлять:
— выработку долгосрочных отраслевых приоритетов;
— планирование НИОКР и информационной работы;
— выстраивание кооперации между научными и информационными структурами;
— взаимодействие с информационно-аналитическими структурами, оценку результативности информационной работы.
Именно такие структуры могут сыграть значительную роль в организации информационно-аналитической работы в отраслях промышленности для решения задачи реиндустриализации экономики.
Литература:
1. Медведев Д.А. Россия, вперед! 10.09.09, материалы сайта www.gazeta.ru.
2. Путин: Разведка помогает экономике. 18.12.10. Материалы сайта www.rosbalt.ru.
3. Доронин А.И. Бизнес-разведка. М., «Ось-89», 2007.
4. Невдашов И. У бизнес-разведки – глубокие корни. Частный охранный бизнес. № 1 / 2006.
5. Невдашов И. Госразведка на пользу частному бизнесу. Частный охранный бизнес. № 3 / 2006.
6. Садовников А, Долбилкин И. Цена информации в виртуальном мире, или о пользе бдительности при совершении торговых операций. Российский экспортер, № 12 / 2000, с. 60 – 62.
7. Технологические платформы как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики. Материалы сайта www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/formation/.
8. Перечень технологических платформ, утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Материалы сайта mrgr.org/tp/.
Изменение структуры экономики, повышение роли высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности является высокоактуальной задачей, от успешности решения которой в значительной мере зависят перспективы развития России в XXI веке.
В органах государственной власти и экспертном сообществе имеются различные взгляды на пути, средства и методы осуществления реиндустриализации, однако практически общим является мнение о том, что будет выделено ряд «отраслей-локомотивов» роста, на развитие которых будут направлены значительные средства. Эффект от работы этих отраслей должен в значительной степени определять структуру и эффективность экономики России в целом.
Так, Д.А. Медведев в 2009 году, например, в качестве таких «отраслей-локомотивов» выделял следующие [1]:
— топливно-энергетический комплекс;
— ядерные технологии;
— информационные технологии;
— инфраструктура связи и передачи информации;
— производство отдельных видов медицинского оборудования и препаратов.
Другими государственными деятелями и экспертами предлагались иные отрасли промышленности, но общий подход остается неизменным – направление основных ресурсов и усилий на развитие 5 – 7 «прорывных» отраслей.
Возникает логичный вопрос: а что будет с остальными, «непрорывными» отраслями, которые, тем не менее, обеспечивают работой миллионы людей?
Будут ли они развиваться?
За счет чего?
Безусловно, «непрорывные» отрасли промышленности также должны и будут развиваться.
Другое дело, что ресурсное обеспечение и система управления этими отраслями будут иными.
Иными будут и ожидаемые результаты: если «отрасли-локомотивы» должны обеспечить России мировое лидерство в соответствующих областях, то от прочих отраслей промышленности, по-видимому, имеет смысл требовать стабильного выпуска относительно современной продукции, конкурентоспособной на внутреннем рынке и, возможно, на рынках стран «третьего мира».
Иными словами, в этих отраслях вполне может быть реализована модель «догоняющего» развития с привлечением относительно небольших ресурсов.
И если приобретение мирового лидерства в отдельных областях требует выполнения дорогостоящих фундаментальных исследований и НИОКР, создания новых продуктов, то модель «догоняющего» развития должна базироваться прежде всего на заимствовании зарубежных достижений и использовании уже разработанных зарубежных технологий.
Соответственно, если «опережающее» развитие требует прежде всего эффективной научной базы, то «догоняющее» – эффективного взаимодействия промышленности с информационно-аналитическими структурами и специальными службами, способными получить необходимые технологии с минимальными затратами.
Говоря о стратегии развития промышленности, В.В. Путин в 2010 году сказал: «Когда перед нами стоит задача, связанная с модернизацией экономики, помощь со стороны специальных служб тоже не является лишней… Это совсем не значит, что нужно нарушать законы других государств. Разведслужбы многих стран просто более оперативно срабатывают на опережение, перехватывая какие-то интересные, современные, перспективные разработки». Задача научно-технической разведки должна заключаться в том, чтобы «… проанализировав все, что имеется, выйти на перспективные направления и вовремя сориентировать соответствующие отрасли экономики» [2].
В качестве комментария к такой модели развития можно привести слова японского предпринимателя, основателя компании Matsushita Electric (торговая марка Panasonic) К. Мацусита, который определил два наиболее тяжелых греха предпринимателя следующим образом: искать то, что уже найдено, и покупать то, что можно иметь бесплатно [3].
В ряде литературных источников указывается, что политическое руководство развитых западных стран напрямую ориентирует свои специальные службы на разведывательно-информационную поддержку крупного бизнеса, в особенности, в его борьбе за крупные международные контракты и овладение зарубежными технологиями [4, 5].
В качестве примера можно привести достаточно многочисленные публикации о предположительно существующей американской системе глобального радиоэлектронного перехвата «Эшелон», например [6].
Зарубежные государства также создают специальные структуры для координации деятельности специальных служб в интересах бизнес-сообщества. Такие структуры функционируют в США, Китае, Японии, Франции, Швеции и других промышленно развитых странах [5].
Необходимость создания такого рода координирующих структур определяется тем, что государственные спецслужбы и коммерческие информационные компании, как правило, не ориентируются на должном уровне в отраслевой специфике, поэтому:
— не могут самостоятельно детально оценить потребности корпораций в научно-технической и экономической информации и спланировать информационную работу;
— не могут самостоятельно довести полученные результаты – информацию до конечного потребителя и содействовать их внедрению в промышленности;
— в ряде случаев не могут самостоятельно оценить полезность полученной информации и разработать корректирующие воздействия в процесс информационной работы.
Еще одной причиной создания отраслевых координирующих структур является необходимость обеспечения конфиденциальности информационной работы, недопущения утечки сведений об источниках и методах получения информации.
Вообще, эффективность информационно-аналитического обеспечения промышленности в значительной степени определяется именно эффективностью координирующих структур, в функции которых входит:
— сбор заявок с ведомств и корпораций и формирование плана информационного обеспечения и перечня интересующих вопросов (по отраслям);
— взаимодействие с информационно-аналитическими структурами и специальными службами;
— распределение полученных результатов между заинтересованными компаниями и организация использования информации;
— оценка полученных результатов и экономической эффективности всей системы информационного обеспечения промышленности.
В Советском Союзе был накоплен значительный опыт использования научно-технической разведки в интересах промышленности, в основном оборонных отраслей.
Классическим успешным примером является разведывательное обеспечение «атомного проекта».
В 1970 – 1980-е годы СССР обладал мощной системой сбора и анализа научно-технической и экономической информации, а в роли передаточных звеньев между промышленностью и спецслужбами выступали Военно-промышленная комиссия при СМ СССР и Всесоюзный институт межотраслевой информации (в оборонных отраслях) и Государственный комитет СМ СССР по науке и технике (в гражданских отраслях) [3].
В настоящее время возникает потребность в формировании новых структур, решающих перечисленные задачи, и соответствующих условиям рыночной экономики и современным реалиям.
Один из возможных вариантов организации таких структур – использование технологических платформ.
Начиная с 2010 года Правительство России приступило к созданию технологических платформ, позиционируемых как важнейший инструмент государственной научно-технической и инновационной политики.
Под технологической платформой понимают «коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технического, инновационного развития» [7].
По сути, технологическая платформа представляет собой своего рода научно-технический совет отрасли, осуществляющий свою деятельность на регулярной основе на базе одной из организаций – координатора технологической платформы, и объединяющий представителей производственных предприятий, отраслевой науки, проектных организаций и КБ, отраслевых ВУЗов и органов государственного управления.
Декларируемые цели создания технологических платформ:
— усиление влияния потребностей бизнеса и общества на реализацию важнейших направлений научно-технического развития;
— выявление новых научно-технических возможностей модернизации существующих секторов и формирование новых секторов экономики;
— определение принципиальных направлений совершенствования отраслевого регулирования для быстрого распространения перспективных технологий.
Как видим, цели формирования технологических платформ вполне созвучны задачам, поставленным В.В. Путиным перед структурами научно-технической разведки.
К настоящему моменту сформировано тридцать технологических платформ, в том числе [8]:
— в отраслях ТЭК – 7;
— в атомной промышленности – 3;
— в отраслях машиностроения, металлообработки, электроники – 10;
— в области информационных технологий – 2;
— в области медицинских и биотехнологий – 2;
— в других отраслях – 5.
Именно такому, как технологическая платформа, объединению представителей бизнеса, отраслевой науки и государственных органов, и его постоянно действующему исполнительному органу под силу осуществлять:
— выработку долгосрочных отраслевых приоритетов;
— планирование НИОКР и информационной работы;
— выстраивание кооперации между научными и информационными структурами;
— взаимодействие с информационно-аналитическими структурами, оценку результативности информационной работы.
Именно такие структуры могут сыграть значительную роль в организации информационно-аналитической работы в отраслях промышленности для решения задачи реиндустриализации экономики.
Литература:
1. Медведев Д.А. Россия, вперед! 10.09.09, материалы сайта www.gazeta.ru.
2. Путин: Разведка помогает экономике. 18.12.10. Материалы сайта www.rosbalt.ru.
3. Доронин А.И. Бизнес-разведка. М., «Ось-89», 2007.
4. Невдашов И. У бизнес-разведки – глубокие корни. Частный охранный бизнес. № 1 / 2006.
5. Невдашов И. Госразведка на пользу частному бизнесу. Частный охранный бизнес. № 3 / 2006.
6. Садовников А, Долбилкин И. Цена информации в виртуальном мире, или о пользе бдительности при совершении торговых операций. Российский экспортер, № 12 / 2000, с. 60 – 62.
7. Технологические платформы как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики. Материалы сайта www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/formation/.
8. Перечень технологических платформ, утвержденных Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям. Материалы сайта mrgr.org/tp/.
Комментариев нет:
Отправить комментарий